К содержимому
Темы события:
С самого клуб «Реал» был одним из ведущих клубов Испании и уже в 1920 г. получил статус королевского.
С самого клуб «Реал» был одним из ведущих клубов Испании и уже в 1920 г. получил статус королевского.

Первый с первых лет

Как и большинство старейших футбольных клубов в мире, мадридский «Реал» обязан своим появлением англичанам. Но в данном случае это были не моряки и не торговцы, а студенты и преподаватели из Оксфорда и Кембриджа, гостившие в университетах Мадрида. Впрочем, образование клуба – уже заслуга местных жителей, и все его президенты были испанцами. С самого начала этот клуб был одним из ведущих клубов Испании, уже в 1920 году получил статус королевского (откуда и слово «Реал» в названии), участвовал в создании испанской футбольной лиги в 1929 и остаётся одной из трёх команд, никогда не покидавших элиту испанского футбола (вместе с «Атлетиком» из Бильбао и «Барселоной»).

Бурные времена

Особый период в истории «Реала» связан с временами диктатуры Франко (1936-1975 гг.). В эти годы мадридский клуб получал огромную государственную поддержку и вообще тесно ассоциировался с правительством, в отличие от команд из Бильбао и Барселоны, которые традиционно были (и остаются до сих пор) символами сепаратизма национальных меньшинств Испании. Но в это же время мадридский «Реал» создал репутацию испанского футбола как одного из сильнейших в Европе: мадридцы, в составе которых играли не только лучшие футболисты Испании, но и звёзды из других стран, выиграли первые 5 кубков чемпионов Европы и с тех пор остаются самым титулованным клубом континента (на начало 2020 года, они становились победителями уже 13 раз).

Тогда же появилась своеобразная бизнес-модель «Реала» как одного из двух непревзойдённых грандов Испании, который, благодаря завоёванному статусу и эффективному управлению легендарного президента клуба Сантьяго Бернабеу, никогда не сходил с первых ролей: таким образом, «Реал» получил возможность зарабатывать на своём бренде вне контекста конкретных турниров – доходы от рекламных контрактов и продажи сувенирной продукции стали важнее выручки от билетов и телепоказов конкретных матчей. Своеобразное возрождение этого образа произошло в последние 20 лет, под руководством президента Флорентино Переса, придумавшего концепцию «галактикос» – собрания лучших игроков мира. При Пересе «Реал» выиграл кубок чемпионов ещё 7 раз.

Статус «Реала» как одного из безоговорочных лидеров позволяет клубу получать непропорционально большую долю доходов от телепоказов матчей испанского чемпионата.

Статус «Реала» как одного из безоговорочных лидеров позволяет клубу получать непропорционально большую долю доходов от телепоказов матчей испанского чемпионата.

Money League

Ежегодное исследование знаменитой аудиторской и консалтинговой компании Deloitte, посвящённое крупнейшим футбольным клубам в мире, так и называется – Money League (буквально – Лига денег). В ней ведущие клубы как бы соревнуются в том, кто сможет заработать больше. Главные источники дохода современного футбольного клуба – так называемые «доходы в день матча» (билеты, продажа сувениров и т.п.), продажа прав на телепоказы матчей и коммерческие доходы (в основном – выплаты спонсоров). У крупнейших клубов мира в последние годы эти три источника дохода, как правило, сбалансированы, но о «Реале», который в 2019 году возглавил рейтинг, обойдя «Барселону» и множество конкурентов из Англии, мы скажем чуть больше.

С точки зрения заработка модель «галактикос» Флорентино Переса оказалась даже эффективнее, чем в отношении спортивных результатов. Во-первых, приглашение мировых суперзвёзд во главе с Криштиану Роналду очень сильно поспособствовало привлечению спонсоров. Во-вторых, статус «Реала» как одного из безоговорочных лидеров позволяет клубу получать непропорционально большую долю доходов от телепоказов матчей испанского чемпионата. А обычного человека успехи «Реала» могут научить тому, что порой даже таких разных целей, как достижение спортивного результата и получение заработка, удаётся достигать одновременно.

Рассказ о футболе и финансовой грамотности читайте 24 сентября.

Ольга Клачкова, экспертОльга Клачкова, эксперт
Кандидат экономических наук, преподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, профессиональные интересы: макроэкономика, экономический рост, инфляция, неравенство, анализ социальных взаимодействий, методы оптимальных решений.

Для простого обывателя история «Реала» может быть поучительна тем, что финансовое планирование требуется при осуществлении любой деятельности, даже изначально не связанной с деньгами. Например, если ваше хобби — это фотография, то, с одной стороны, вам стоит аккуратно расписать ваши расходы, а с другой стороны, можно думать в направлении монетизации этого хобби — готовить портфолио, искать потенциальных клиентов и т. д.

Предшествующее
событие
Следующее
событие