22 октября рейтинговое агентство Fitch первым из большой тройки снизило кредитный рейтинг (предполагаемый уровень надёжности) долгов Греции. В течение следующих двух месяцев снижение продолжалось и у Fitch, и у других агентств. В итоге уже к концу 2009 года греческие долги превратились в как минимум сомнительную инвестицию.
В 2010 году парламент Греции осознавая глубину кризиса принял ряд законодательных мер «жёсткой экономии»: прекращение роста зарплат всех бюджетников (людей, получающих зарплату от государства), а затем – и пенсий, и повышение налогов. Но эти меры практически не помогли, и даже наоборот: в экономике начался спад, а социальная и политическая обстановка накалилась до предела.
Попытки выхода
Довольно быстро стало ясно, что фактически единственный вариант выхода из кризиса – списание части долгов за счёт «пришедших на выручку» партнёров по евросоюзу (в первую очередь – Германии) и МВФ (Международного валютного фонда). Но даже это не вполне помогло, а поскольку к 2011 году статус греческих долговых обязательств стал и вовсе «мусорным», брать в долг чтобы вернуть прежние долги было уже чрезвычайно дорого. Параллельно ухудшалась и политическая обстановка: всё более популярны становились радикальные партии, обещавшие прекратить жёсткую экономию. Возможность дефолта Греции всерьёз угрожала и продолжению членства страны в еврозоне, а значит – и будущему еврозоны вообще, поскольку прецедент выхода мог распространиться.
В 2015 году кризис достиг пика как в финансовом, так и в политическом плане… Но представлявший радикальную левую партию премьер-министр Алексис Ципрас пошёл на нарушение части предвыборных обещаний и сумел договориться с международными кредиторами. Эта мера помогла снять напряжение и несмотря на отход от предвыборной программы Ципрас стал первым премьером с 2009 года, проработавшим до конца 4-летний срок. Впрочем, полностью кризис не разрешён до сих пор…
О том, почему случаются кризисы, читайте здесь.