История
Банкротство Thomas Cook Group
22 сентября 2019 года о своем банкротстве объявила старейшая в мире британская туристическая компания Thomas Cook Group
Компания, основанная Томасом Куком, существовала с 1841 года. Thomas Cook была первопроходцем в сфере «путевочного» туризма, став изобретателями формулы «все включено» (правда в те времена это не подразумевало «шведский стол»). Первый такой тур был организован 8 июля 1841 года из Лондона в город Лафборо (примерно 182 км от Лондона). Туристам были предложены билеты, экскурсии и бутерброды. Компания завоевала рынок также с помощью политики, которую проводил Томас Кук. Он считал, что туры должны быть как можно более разнообразными, а количество стран, которые может посетить клиент, должно постоянно расти. Так, он организовывал туры по святым местам Палестины и литературным тропам Шотландии, стараясь делать путешествия клиентов познавательными и увлекательными.
Thomas Cook Group – не единственная туристическая компания, которая разорилась за последние два года. В 2018 году о своем банкротстве объявил российский туристический оператор «Натали Турс», который существовал на рынке с 1992 года и в одно время даже входил в пятерку лучших российских туристических фирм.
Работа туроператора – договариваться с авиакомпаниями, гостиницами, страховыми и прочими фирмами, которые организуют досуг и комфортный отдых туриста, и тем самым формировать пакетный тур. Многие туроператоры зачастую заранее оплачивают услуги своих партнеров. И если ранее они возмещали такие расходы продажей большого количества пакетов, то сейчас из-за возросшей самостоятельности туриста, количество проданных туров падает и возникает «дыра» в бюджете, которая вынуждает оператора покрывать долги деньгами от следующих туров. Возникает порочный круг, из-за которого оператор постоянно несет убытки.
Как уже было сказано, туроператор – это посредник между туристами и авиакомпаниями/отелями. Однако сейчас острая нужда в посреднике отпала, все операции можно совершать напрямую. Развитие Интернета и различных сервисов по бронированию авиабилетов, номеров в отелях и экскурсий позволило многим людям (в первую очередь молодежи) составлять себе туры самостоятельно.
Также не стоит забывать, что деятельность туристических фирм сильно подвержена влиянию самых различных общественно-политических и культурных событий. Одной из главных причин банкротства Thomas Cook многие называют пресловутый Brexit (выход Британии из Евросоюза). Из-за крайней неопределенности курс фунта стерлингов, национальной валюты Великобритании, нестабилен, а потому многие британцы решили отложить деньги на будущее и провести курортный сезон в своей стране. Это сильно уменьшило количество купленных путевок, а соответственно и прибыль компании. Учредители «Натали Турс», Владимир и Наталья Воробьевы, обвинили в своем разорении проходивший летом 2018 года в России Чемпионат Мира по футболу, сказав, что многие россияне предпочли остаться в стране, чтобы стать свидетелями такого масштабного и уникального события.
Несмотря на то, что турист в наше время стал более самостоятельным, спрос на пакетные туры остается на высоком уровне. Многие пожилые туристы (а таких становится все больше из-за увеличения продолжительности жизни) и семьи с детьми предпочитают брать сразу готовый продукт, а не разбираться со всеми подводными камнями самостоятельно. При выборе туроператора очень важно ознакомиться с его историей и общей финансовой документацией.
О том, почему важно грамотно обращаться не только с деньгами, но и со временем читайте здесь.
Ростислав Кокорев, экспертКандидат экономических наук, заведующий Лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Работал научным руководителем финансовой службы Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), заместителем Директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития России.Увы, в нашем мире нет вечных организаций, хотя и встречаются очень долгоживущие. Ни почтенный возраст, ни большая доля на рынке, ни огромный опыт работы в своей сфере, ни многолетняя безупречная репутация сами по себе не могут гарантировать, что в один далеко не прекрасный день компания не окажется банкротом. Меняются рынки, появляются новые продукты, не дремлют конкуренты — как в своей отрасли, так и в смежных отраслях; происходят бизнес-ошибки, накапливается груз не решенных вовремя проблем… Чтобы выживать и быть успешными, компании должны отслеживать новые тенденции, должны уметь изменяться, чтобы успевать за постоянно и стремительно меняющимся миром.