К содержимому
Темы события:
    Герман Генрих выводит математические основы того, как люди смотрят и должны смотреть на своё потребление товаров.
    Герман Генрих выводит математические основы того, как люди смотрят и должны смотреть на своё потребление товаров.

    Что говорил о полезности Госсен?

    В своей книге «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли» (1854) Герман Генрих выводит математические основы того, как люди смотрят и должны смотреть на своё потребление товаров. Он сформулировал два основных закона, которые могут быть вам известны по урокам обществознания:

    Закон первый: «Величина удовольствия от потребления каждой дополнительной единицы определённого вида благ уменьшается, достигая нуля в точке полного насыщения».

    Трактовать этот закон довольно просто на яблоках, как это обычно и делают в учебниках по экономике. Представьте, что у вас есть одно яблоко, вы его съели. Потом вам предлагают ещё одно яблоко, его вы, наверное, тоже съедите, если будете достаточно голодны, но, когда количество предложенных яблок приблизится к десятку, вы вряд ли согласитесь проглотить ещё хоть одно. Этот пример в той или иной мере работает с каждым товаром, и говорит о том, что у наших потребностей в итоге есть оптимальный предел – точка, когда нам уже не захочется больше.

    Закон второй: «Человек получает максимум жизненного наслаждения, если он распределяет заработанные деньги между различными удовольствиями таким образом, что последний потраченный на каждое удовольствие атом денег приносит одно и то же количество наслаждения».

    Прочли? Выдыхайте, сейчас разберёмся. Перейдём опять к яблокам, но теперь добавим к ним интернет трафик, ведь это модно-молодёжно. Представьте, что ваша точка насыщения по яблокам – это 3 штуки, а по трафику – 300 МБ (несколько видео на YouTube). Представьте также, что у вас есть деньги либо только на 3 яблока, либо только на 300 МБ интернета. Пусть вы потратили всё на яблоки, но, помня первый закон, вы скорее всего не с такой радостью уплетали последнее из них, с какой бы использовали хотя бы 50-100 МБ интернета, которые вам уже не доступны. Теперь предположим, что вы всё потратили на интернет, и тогда, думаю, то последнее видео с лайфхаками было для вас менее полезным, чем хотя бы одно яблоко, ведь вы остались голодны. Это и приводит нас к той мысли, что потребление надо выстраивать по одинаковой «интенсивности» удовольствия от него, что в нашем примере означало бы распределение денег примерно поровну между яблоками и интернетом при условии, что каждое дополнительное яблоко мы ценим как дополнительные 100 МБ трафика. Если же вы сильно любите яблоки и от интернета получаете меньше удовольствия (что ты такое?), то больший вес должен быть именно у них. Думаю, идею вы уловили.

    Яблоки и интернет – это, конечно, хорошо, но какую пользу приносят эти идеи?

    Мысль, которой стоит научиться у Госсена и его последователей, развивших теорию предельной полезности, очень проста: «Принимая решение, думай не о том, что имеешь сейчас, а о том, что принесёт тебе владение в будущем».

    Иными словами, надо мыслить предельными величинами. В нашем примере с яблоками (последний раз, обещаю), если бы вы не думали о насыщении и том, насколько вы голодны, а смотрели бы только на тот факт, что съев яблоко сейчас, вы испытали удовлетворение, то вы бы скорее всего решили потратить все свои деньги на яблоки, если ни от чего другого в жизни не испытывали такого удовольствия.

    Да, на таком простом примере это звучит смешно, но задумайтесь о более сложных ситуациях, когда, к примеру, вы решаете, на что потратить время, – на саморазвитие или на развлечения. Если к моменту, когда у вас возник этот вопрос, вы пару часов смотрели стрим или сериал, то очень легко подумать так, как глупо было бы помыслить о яблоках, – потратить всё оставшееся время на развлечения, ведь вам же сейчас хорошо. Но, если задуматься над тем, что вообще-то скоро вам надоест, и вы будете просто смотреть любой бред по инерции, а завтра, между прочим, дедлайн по проекту, в котором вы ничего не сделали, то решение будет намного более рациональным.

    Учитесь у экономистов, чтобы экономисты потом не учились на вас!

    Ещё больше о теории предельной полезности можно прочитать здесь.

    Ольга Клачкова, экспертОльга Клачкова, эксперт
    Кандидат экономических наук, преподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, профессиональные интересы: макроэкономика, экономический рост, инфляция, неравенство, анализ социальных взаимодействий, методы оптимальных решений.

    Мыслить в терминах предельных величин, сравнивать выгоды и издержки при принятии решений, рассуждать о краткосрочном и долгосрочном периоде — базовые навыки человека, получившего экономическое образования. Если отвлечься от яблок, то при принятии финансовых решения обязательно нужно задавать себе такой вопрос: от какой будущей полезности я отказываюсь, приобретая сегодня тот или иной товар.

    Предшествующее
    событие
    Следующее
    событие