К содержимому
Темы события:
Готовность жертвовать собственными финансовыми интересами ради близких и дорогих людей на всю жизнь осталась одной из отличительных черт характера Пушкина.
Готовность жертвовать собственными финансовыми интересами ради близких и дорогих людей на всю жизнь осталась одной из отличительных черт характера Пушкина.

Поэт, легко расстающийся с деньгами

Перед отъездом из Москвы в Петербург для того, чтобы держать экзамены в Царскосельский лицей, двенадцатилетний Александр Пушкин навестил бабушку. Она подарила внуку огромную для подростка того времени сумму в 100 рублей – «на орехи». Однако дядюшка Василий Львович, вечно стесненный в средствах, позаимствовал эту сотню, отдав племяннику взамен лишь 9 рублей — всё, что нашел у себя в карманах. Вернуть бабушкин подарок дядя так и не удосужился — Александр Сергеевич от досады не раз рассказывал эту историю друзьям-лицеистам. Повзрослев, его приятели нередко, говоря о Василии Львовиче, припоминали позаимствованную им сотню.

Готовность жертвовать собственными финансовыми интересами ради близких и дорогих людей на всю жизнь осталась одной из отличительных черт характера Пушкина.

Ценность материального

Широта души и бескорыстие, будучи неоспоримыми добродетелями, не исключают однако необходимости думать о собственных средствах к существованию. Деньги дают независимость, стабильность и возможность помогать окружающим, когда это действительно нужно. Поэтому важно с ранних лет объяснять детям, как обращаться с деньгами и в чем ценность бережливости.

Как сформировать у ребенка здоровое отношение к деньгам?

Дети больше склонны делать то, что делают старшие, чем то, что старшие говорят. Поэтому с самого начала важно демонстрировать грамотное финансовое поведение и рассказывать о деньгах часто и спокойно. Собственное поведение взрослых должно отражать транслируемые ими принципы того, как относиться к деньгам и распоряжаться ими.

Деньги – это средство обмена. Человек меняет свое время и усилия на деньги, а деньги, в свою очередь, – на товары и услуги. При этом богатство само по себе не является ценностью, оно не позволяет купить любовь, дружбу или здоровье.

Есть большая разница между потребностями — необходимыми тратами – и расходами ради забавы. С помощью слов и действий родители способны вложить в сознание ребенка основополагающую идею: не тратить без острой нужды больше, чем есть на данный момент.

Деньги – ограниченный ресурс. Когда ребенку дают на карманные расходы фиксированную сумму, он учится ответственности за сделанный выбор.

Деньги требуют дисциплины в отношении как расходов, так и доходов. Опыт работы в подростковом возрасте или перечень домашних правил с некоторым денежным условием (вознаграждением за исполнение обязанностей) воспитывают дисциплину.

Дети любопытны, они быстро учатся. Поэтому рассказывать о, на первый взгляд, сложных системных вещах стоит последовательно, но не примитивно. Можно без ущерба для сути, но простыми словами объяснить, как устроена, например, банковская система или финансовая пирамида.

Не стоит подавлять стремление к независимости даже в раннем возрасте, разумнее поддерживать и направлять ребенка на этом пути. Контроль над собой и способность принимать решения самостоятельно, без оглядки на мнение и действия окружающих, помогут в дальнейшем, к примеру, избежать демонстративного потребления (покупки ненужных вещей в попытках самоутвердиться).

Автор книги «Воспитывая финансово уверенных детей» Мэри Хант рассказывает о том, как обучить детей финансовой грамотности. 

Чему финансисты могли бы поучиться у первоклассников читайте в материале.

Про первые деньги у детей читайте тут.

Дмитрий Лепетиков, экспертДмитрий Лепетиков, эксперт
Кандидат экономических наук, начальник Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банк ВТБ. Имеет 20-летний опыт преподавания экономических и математических дисциплин школьникам и студентам.

С развитием финансовых инструментов все больше возможностей открывается перед детьми и подростками. Современная бабушка уже может открыть любимому 12-летнему внуку Сашеньке дебетовую карту, на которую время от времени будет переводить деньги. При этом карта будет привязана к бабушкиному счету, и она будет видеть его траты и, тем самым, контролировать его расходы. Также на такую карту можно установить лимит (предельный размер расходов за месяц). С одной стороны, ребенок получит возможность самостоятельно тратить средства, а с другой, он будет понимать, что его расходы ограничены и проверяемы.

Предшествующее
событие
Следующее
событие