К содержимому
Темы события:

Мы строили, строили…

В конце XIX века поезда стали главным транспортом дальнего следования и для людей, и для товаров, а железные дороги – артериями мировой экономики. Большое превосходство над традиционным гужевым (на животной тяге) транспортом и в удобстве, и в скорости, сделало железные дроги главным локомотивом промышленного развития. Там, где появлялась железная дорога, появлялась современная жизнь, а само строительство двигало вперёд индустриализацию: рельсы и поезда производились на огромных высокотехнологичных заводах и требовали множество угля и стали – ключевых полезных ископаемых того времени (как сейчас нефть, которая тогда ещё только начинала приобретать своё значение).

При этом нетрудно догадаться, что чем большее расстояние нужно преодолеть по суше, тем более полезна будет железная дорога. Поэтому больше всего их внедрение способствовало экономическому росту и освоению новых земель даже не в европейских странах, а в США и России. Так, строительство трансконтинентальной дороги в Америке было главным проектом своего времени и ради него были сформированы целых два новых штата, а в Российской империи при Александре III железные дороги стали главным объектом государственных инвестиций. Так что неудивительно, что закладывать транссибирскую магистраль в 1893 году во Владивосток отправился наследник престола Николай Александрович. Поскольку дорога ещё не была построена, нетрудно догадаться, что это было очень долгое и некомфортное путешествие.

И наконец построили?

Строительство Транссибирской магистрали (или просто «Транссиба») велось сразу на нескольких участках. При этом большая часть дороги была достроена уже к началу XX века, но оставалось ещё два особо сложных участка – Китайская восточная железная дорога (КВЖД) и Кругобайкальская железная дорога (КБЖД). КВЖД изначально была необычным проектом: российские строители за счёт российской казны строили железную дорогу на территории другого государства. В наши дни это показалось бы неоправданной щедростью, но в тот момент северо-восточная часть Китая (Манчжурия) была в сфере явных экономических интересов России, к тому же, взглянув на карту вы увидите, что, если добираться до Владивостока через Китай, можно сильно «срезать» путь, к тому же, местность вдоль реки Амур (и китайско-российской границы) гораздо менее удобна для строительства. Однако завершению строительства в срок помешало масштабное восстание Ихэтуаней, бушевавшее в Китае в 1900 году: восставшие выступали против любых нововведений, в том числе иностранного строительства в Китае и разрушили большую часть дороги.

Великие реки и озёра Сибири были не только главными торговыми и транспортными путями азиатской части России до строительства транссиба, но и главным препятствием для него. И если через реки (даже такие, как Обь и Енисей) всё же удавалось построить мосты, то озеро Байкал пришлось «обходить», прорубая дорогу в окружающих его горах. Именно этот участок строительства и был завершён последним, уже во второй половине 1904 года. Впрочем, железнодорожное сообщение началось раньше благодаря специально заказанным для этой грандиозной задачи паромам, которые могли перевозить через Байкал поезда.

Долгосрочный эффект

Транссибирская железная дорога помогла «вдохнуть жизнь» в Сибирь: её население стало расти, росли и города. Кстати, самый большой на данный момент город в азиатской части России – Новосибирск появился только благодаря Транссибу: он вырос вокруг станции у пересечения железной дороги с рекой Обь. А вот политическое значение Транссиба оказалось не так велико: как показала война с Японией (1904-1905), пропускной способности дороги не хватило для ведения большой военной кампании (отчасти – из-за того, что к началу войны не успели построить КБЖД), а в результате поражения в ней КВЖД и вовсе была перешла к японцам (кстати, эта дорога также сыграла ключевую роль в развитии экономики на севере Китая – благодаря ей возник и крупнейший китайский город в регионе – Харбин). Впрочем, уже к 1916 году была построена альтернативная Амурская дорога. Конечно, с изобретением и развитием автомобилей и авиаперевозок значение железных дорог, в том числе Транссиба стало уже не так велико, но всё же стоит отметить, что его строительство стало одним из крупнейших инфраструктурных проектов в истории человечества, и в результате люди впервые получили возможность только по рукотворным дорогам попасть от берегов западной Европы к Тихому океану (кстати, несмотря на разнообразие проектов, выдвинутых за последние 100 лет, другой такой железной дороги не построено до сих пор).

Более подробно о строительстве написано тут

Александр Кравченко, экспертАлександр Кравченко, эксперт
Работает в финансовых и консалтинговых структурах по направлениям: кредитование, юридическое сопровождение предпринимательской деятельности, правовая защита бизнеса, проблемные активы и взыскание проблемных долгов. Участвовал в создании и руководстве деятельностью Школы Права при юридическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.

Транссибирская железная магистраль хоть и утратила свое былое величие, до сих пор играет важную роль в жизни многих жителей России, Китая, Европы. Её пропускная способность составляет 100 млн. тонн грузов в год. Сейчас 15 млн. тонн грузов составляет только транзит грузового сообщения Пекин — Гамбург. Такой путь занимает 11–15 дней, что на 20 дней меньше, чем по морю. А значит, товары, которых ожидают потребители, смогут быстрее оказаться на прилавках.

Предшествующее
событие
Следующее
событие