История
Издание «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя
В 1842 году была издана поэма «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, в которой главный герой использует незаконные методы накопления капитала
«Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя – во многом уникальное произведение, овеянное множеством загадок и неоднозначностей. Даже жанр произведения неоднозначен: с точки зрения обычной классификации литературных текстов это роман или повесть, но сам автор называет «Мёртвые души» поэмой. Таинственна и судьба второго тома произведения: известно, что Гоголь собирался издавать его, читал друзьям отдельные главы и, по всей видимости, даже успел целиком написать его, но полный текст не сохранился до наших дней.
Сейчас «Мёртвые души» известны в первую очередь благодаря ярким образам персонажей и «птицы-тройки», с которой сравнивается Россия. Формат произведения не слишком замысловатый: главный герой приезжает в незнакомый губернский город и объезжает окрестных помещиков. Собственно, встречи с ними, а затем – с жителями самого города, и составляют большую часть сюжета. Разнообразие образов помещиков в некотором смысле позволяет называть «Мёртвые души» «энциклопедией русской жизни» наряду с другим произведением необычного жанра – романом в стихах «Евгений Онегин».
Само название «Мёртвые души», по всей видимости, призвано намекнуть на отношение автора к большинству персонажей, но в то же время прямо связано с целью приезда главного героя Павла Ивановича – скупкой «мёртвых душ» крепостных крестьян. Дело в том, что в России до середины XIX века постоянной регистрации смертей у крестьян не было, и только раз в 5 лет помещик должен был подавать ревизские сказки – список его крепостных по итогам, собственно, ревизии. Это означало, что между подачами сказок у помещика фактически были новорождённые крестьяне, которых ещё не успели зарегистрировать, но в то же время некоторые умершие ещё были официально записаны. Их и называли «мёртвыми душами». При этом помещик должен был продолжать платить за них подати, а потому предложение о выкупе (да-да, тогда в России помещик мог продавать своих крестьян практически как рабов) мёртвых душ должно было показаться выгодным.
Название «Мёртвые души», по всей видимости, призвано намекнуть на отношение автора к большинству персонажей
В то же время правительство проводило политику заселения присоединённых при Екатерине II причерноморских земель. Одной из мер, стимулирующих переселение туда русских крестьян, было обещание бесплатно давать землю помещику, который переселит туда достаточное количество крестьян. План Чичикова и состоял в том, чтобы воспользоваться этой щедростью, но «переселив» в южные губернии не настоящих крестьян, а «мёртвые души», которые ему было бы гораздо проще купить.
Любопытно, что, хотя главный герой поэмы – мошенник (хотя мы и не знаем наверняка, был ли его план с «мёртвыми душами» незаконным, мы узнаём о прежних, точно незаконных аферах), главный принцип, которым он руководствуется, вполне разумен. «Береги копейку», — говорил Чичикову его отец, и этот подход действительно принёс герою много пользы. Так что, хотя в образе жизни «предпринимателя по обе стороны закона» Чичиков – плохой пример для подражания, можно считать, что из героев русской литературы золотого века он более всех придерживался принципов финансовой грамотности.
Куда легально можно инвестировать, читайте тут.
Александр Кравченко, экспертРаботает в финансовых и консалтинговых структурах по направлениям: кредитование, юридическое сопровождение предпринимательской деятельности, правовая защита бизнеса, проблемные активы и взыскание проблемных долгов. Участвовал в создании и руководстве деятельностью Школы Права при юридическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.Финансовое образование невозможно без отсылок к классическим произведениям русской литературы, ведь это именно те образы и истории, которые знакомы нам с детства. На примере одного из известных героев Гоголя мы можем убедиться в необходимости развития культуры финансово-ответственного поведения, в сознательного отношения к личным финансам, к пониманию особенностей инвестиционных сделок и их возможных последствий, к осуществлению долгосрочного планирования личных финансов и контроля за состоянием своих доходов и расходов. Вместе с тем, читателю также стоит обратить внимание на образы других персонажей «Мёртвых душ» — помещиков Манилова, Коробочки, Плюшкина и других, анализ и выявление негативных и позитивных сторон финансового поведения которых позволит осуществить более детальное раскрытие основных принципов финансовой грамотности, ведь поэма Гоголя даёт для этого почти безграничные возможности.