История
Основание аукционного дома Sotheby’s
11 марта 1744 года был основан один из старейших в мире аукционных домов — Sotheby’s
Оборот аукционного дома Sotheby's непрестанно растет (на 2018 год оборот составил 6,4 млрд долларов). Любопытно, что огромный вклад в эту сумму внесли продажи популярного на сегодняшний день искусства – послевоенного и современного. Дело, основанное 275 лет назад, не только не утратило своей актуальности, но напротив – количество клиентов увеличивается ежегодно. Чем это можно объяснить, и как вообще все началось?
На сегодняшний день аукционный дом имеет 90 филиалов в 40 странах по всему миру, вместе с Christie’s, Sotheby's принадлежит около 80% арт-рынка. Однако в 1774 г. все началось довольно скромно: с открытия книжного магазина в Лондоне Самюэлем Бейкером. Основным занятием магазина была торговля антикварными книгами. Когда дело перешло к племяннику Бейкера Джону Сотби, фирма получила свое известное название Sotheby’s. Уже в XIX веке через Sotheby’s была продана библиотека Наполеона. А в начале XX века фирма взялась за продажу картин.
Торги устраивались в самом центре Лондона, и приглашали на них только самых элитных клиентов. Это всегда было особенным событием, за которым следила общественность, и которого ждала публика.
И на сегодняшний день аукцион – громкое событие, для участия в котором надо иметь выписку из банковского счета, размер которой зависит от того, что клиент хочет приобрести. Сотрудники аукционного дома частным образом приглашают постоянных клиентов. Однако в качестве зрителя может прийти любой желающий. Примерно за месяц до проведения аукциона лоты торгов можно увидеть в каталоге. На цену лота влияет множество факторов, таких как автор произведения, техника, редкость, сохранность и провенанс (история владения произведением). Важным фактором успешности аукциона часто является предварительная оценка произведений.
Ценовой уровень продаж сдвигается в сторону самых дорогих работ. Именно шедеврами искусства интересуются платежеспособные покупатели.
Ценовой уровень продаж аукционов искусств в последние годы сдвигается в сторону самых дорогих работ. Увеличивается количество людей, которые готовы вкладывать колоссальные суммы в предметы искусства. Именно шедеврами искусства интересуются платежеспособные покупатели. Быть может, это связано с образованием и просвещением в сфере культуры, а также с некой модой на искусство. Однако мода эта была во все времена. Вспомним, как были обустроены покои знатных особ. Предмет искусства, а тем более шедевр – это всегда вещь статусная и показательная.
Даже работа в таком месте, как аукционный дом, весьма специфична. С самого момента основания аукционного дома Sotheby's работать в нём могли только аристократы.
Безусловно, приобретая шедевр искусства, покупатель наслаждается не только самой работой, но испытывает радость от того, что может позволить себе столь «благородную» покупку. Более того, во время аукциона срабатывает синдром упущенного шанса, ведь если ты не приобретешь произведение сейчас, то можешь упустить его навсегда, и оно попадет в чужие руки. Безусловно, азарт влияет на готовность потратить больше, что приводит к огромным суммам, выплачиваемым за произведения. Важным является и фактор доверия клиента, который предпочтет обратиться к известному аукционному дому во избежание рисков. Результаты торгов Sotheby's держит в открытом доступе, что не только повышает уровень доверия клиента, но и позволяет сохранять статус состоявшегося аукциона как значимого события. Для привлечения клиентов Sotheby's также непрестанно модернизирует процесс проведения аукциона, например, можно участвовать в аукционе из любой точки мира, стоит лишь включиться в онлайн-трансляцию.
Многие рассматривают предметы искусства как предмет для инвестиции, о чём свидетельствуют высокие доходы аукционного дома.
Таким образом, делая аукционы закрытым и в то же время громким событием, за которым следит весь мир, аукционный дом создает азартную атмосферу, в которой клиент готов платить огромные деньги.
О другом аукционном доме, Christie’s, читайте 5 декабря.
Надежда Галкина, экспертПреподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, директор по довузовскому образованию экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Работала управляющим директором службы анализа розничных рынков Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банка ВТБ.Инвестиции в предметы искусства и роскоши — очень элегантный инструмент сохранения богатства. Кто-то становится коллекционером из любви к искусству, кто-то — из желания соответствовать статусу успешного человека. Многим приходит в голову попробовать оценить имеющиеся у них семейные реликвии или вещи, найденные в дальних углах на даче. Ценной может оказаться и картина, и вазочка, и набор монет, который собирал ваш дедушка. Если провенанс (история происхождения) вещи понятен, то продать антикварный предмет не составит труда. Однако всерьёз избирать инвестирование такого рода в качестве финансовой стратегии — неочевидное решение.