К содержимому
Темы события:
10 марта 2000 года произошёл обвал индекса NASDAQ (высокотехнологичных компаний) и пузырь лопнул.
10 марта 2000 года произошёл обвал индекса NASDAQ (высокотехнологичных компаний) и пузырь лопнул.

До кризиса

Так называемый DotCom Bubble – это причина финансового кризиса в США, разразившегося в 1997-2001 годах, то есть спекулятивный инвестиционный пузырь, сформировавшийся вокруг интернет-компаний (именно от доменных имен .com этих компаний и получил название кризис). Роберт Шиллер, лауреат Нобелевской премии по экономике, следующим образом определил спекулятивный пузырь: «ситуация, в которой новость о повышении цен подстёгивает энтузиазм инвестора и которая распространяется […], в процессе усиливая истории, способные оправдать повышение цен. Это привлекает все более крупный класс инвесторов, которые, несмотря на сомнения относительно реальной стоимости инвестиций, вступают в игру». Причинами кризиса доткомов стали нацеленность компаний на максимизацию потребительской базы в большей степени, чем на максимизацию прибыли, мошенничество, отсутствие независимой аналитики, а также трудности в выявлении неэффективных участников рынка.

Во время кризиса

10 марта 2000 года произошёл обвал индекса NASDAQ (высокотехнологичных компаний), и пузырь лопнул. Это привело к массовому банкротству фирм, выкупу доменных имён и образованию монополий на рынке интернет-компаний. Только 48% компаний пережили кризис (например, Amazon.com, eBay, Google), хотя акции многих из них упали (например, Cisco на 86%). Многие компании не смогли устоять и разорились. Впоследствии они были ликвидированы или приобретены по остаточным ценам конкурентами (WorldCom – третье по размаху банкротство США). Руководители некоторых компаний были осуждены за мошенничество (завышение прибыли) и растрату денег (например, CEO WorldCom Бернард Эбберс отправился за решётку за «самое крупное мошенничество в истории США»). Некоторые компании изменили своё название, чтобы их больше не ассоциировали с доткомами, так как с тех пор слово “dotcom” чаще всего используется для описания непродуманного интернет-бизнеса.

После кризиса

С тех пор многое изменилось. В США были приняты законы, которые помогли появлению независимой аналитики, а крупные инвесторские фирмы (например, Citigroup и Merrill Lynch) получили значительные штрафы за введение инвесторов в заблуждение. Одновременно компании осознали, что идея “Get Big Fast” несостоятельна в качестве бизнес-модели и что быстрый рост размеров фирмы должен быть обоснован.

Почему случаются кризисы, можно почитать здесь

Дмитрий Лепетиков, экспертДмитрий Лепетиков, эксперт
Кандидат экономических наук, начальник Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банк ВТБ. Имеет 20-летний опыт преподавания экономических и математических дисциплин школьникам и студентам.

В статье про 7 марта мы говорили о возможности не получить прибыль от своего вложения в акции. Здесь же приведен крупнейший пример более серьезного риска — потерять сами инвестиции. Очень доходчиво схема «пузыря» задолго до вышеупомянутых событий описана в романе советского детского писателя Николая Носова «Незнайка на Луне». И хотя история «Общества гигантских растений» в конечном счете закончилась для миноритарных акционеров из этой книги хорошо, не стоит рисковать всем, что у вас есть, вкладываясь в заманчивые, но рискованные проекты. Выделите для этого часть капитала, потеря которой не будет для вас критической, а остальное разместите в надежные инструменты.

Предшествующее
событие
Следующее
событие