К содержимому
Темы события:
Бывший Екатерининский дворец был перестроен под нужды нового образовательного учреждения
Бывший Екатерининский дворец был перестроен под нужды нового образовательного учреждения

Царскосельский лицей

24 августа 1810 года вышел указ о создании Императорского Царскосельского лицея – учебного заведения в императорской России, позаимствовавшего своё название и основные принципы у античных «ликеев». Программу обучения для лицея начали разрабатывать ещё в 1808 году министр народного просвещения А. К. Разумовский и известный реформатор, министр юстиции М. М. Сперанский. Она была нацелена на подготовку чиновников, которые приобретут все необходимые навыки для грамотного управления государством. Девиз образовательного учреждения хорошо отражал цель его создания: «Для общей пользы».

Обучение в Царскосельском лицее длилось 6 лет и состояло из двух трёхгодичных курсов: начального и окончательного. Ученики лицея изучали около 22 дисциплин, которые включали гуманитарные и точные науки, изящные искусства и гимнастические упражнения.

Поступить в Царскосельский лицей могли мальчики из дворянских семей в возрасте 10-12 лет. Своих первых учеников лицей принял в свои стены спустя чуть больше года после выхода указа – 19 октября 1811 года.

В Царскосельском лицее царила семейная атмосфера: всё, включая организацию пространства в бывшем Екатерининском дворце, который был перестроен под нужды нового образовательного учреждения, подталкивало лицеистов и их преподавателей к совместной работе и взаимному развитию. Самый известный на сегодняшний день лицеист А. С. Пушкин написал знакомые нам строки о тёплых отношениях между воспитанниками лицея: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Однако кроме Пушкина за 32 года существования лицея из этого образовательного учреждения успели выпуститься ещё 285 человек, среди которых были будущие чиновники, дипломаты, министры, философы, писатели, историки и военные.

Разнообразие изучаемых дисциплин позволяло лицею готовить людей самых разных профессий и поддерживать между ними тесные связи, которые нередко помогали при построении будущих карьер выпускников. Создатели программы лицея Сперанский и Разумовский отлично понимали ценность хорошего и разностороннего образования, а также тесного взаимодействия учеников для дальнейшей работы в органах государственного управления.

За годы существования лицея его окончили 286 человек — будущие чиновники, дипломаты, министры, философы, писатели, историки и военные.

За годы существования лицея его окончили 286 человек – будущие чиновники, дипломаты, министры, философы, писатели, историки и военные.

Похожих принципов придерживаются и современные образовательные учреждения: например, в США бакалаврские программы многих университетов следуют концепции «liberal arts studies» – они предлагают студентам широкий выбор курсов по разным направлениям без необходимости чёткой специализации.

Кроме того, многие образовательные учреждения во всём мире поддерживают и развивают сообщества своих выпускников, так как знакомства и связи с сокурсниками зачастую являются не менее ценными, чем сами знания, полученные в процессе обучения.

Как в XIX веке, так и сегодня получение образования открывает большие возможности для выпускников учебных заведений и за счёт приобретённых знаний, и благодаря новым знакомствам – возможно, со своими будущими коллегами. И знания, и знакомства являются нематериальным активом, которым также нужно уметь грамотно распоряжаться.

Почему следует инвестировать в образование – читайте здесь.

Надежда Галкина, экспертНадежда Галкина, эксперт

Обучение в сильной школе или вузе — инвестиция не только в образование, но и в сообщество людей рядом с вами, в будущий круг общения. Достаточно посмотреть на список выпускников лицея за его непродолжительную историю, вы найдете в нем очень много известных фамилий.

Предшествующее
событие
Следующее
событие