История
Учреждение Мытищинского машиностроительного завода
Создано одно из ведущих в России вагоностроительных предприятий (сейчас — АО «Метровагонмаш»)
Сложно переоценить важность транспортной системы для экономики любой страны. Комплексный рост невозможен без развитой транспортной системы, обеспечивающей быстрое, и, что еще важнее, надежное перемещение пассажиров и грузов или сложные современные цепочки поставок сырья, промежуточной продукции и финального товара к потребителю. Одним из самых безопасных и грузоподъёмных видов транспорта является железнодорожный, транспортные средства которого – вагоны – и производит «Метровагонмаш».
Мытищинский машиностроительный завод был основан в конце девятнадцатого века, когда потребность в железных дорогах, и, соответственно, в вагонах была в Российской Империи очень велика. Уже в 1903 году началось непосредственное производство вагонной продукции. Сперва завод принимал заказы от военного ведомства и изготавливал вагоны для перевозки военной техники. Уже после революции, в конце 1920-х годов, на заводе были выпущены первые в стране электрические поезда, а в январе 1935 года – первые вагоны метро, которые и стали его главной специализацией: пожалуй, каждый москвич хотя бы однажды ездил в вагонах его производства. 20 апреля 1992 года завод был преобразован в акционерное общество «Метровагонмаш». А в 2001 году на «Метровагонмаше» начали производить вагоны метро новых модификаций и рельсовые автобусы.
За свою длительную историю завод выпускал разнообразные виды вагонов: пассажирские, багажные, товарные вагоны, вагоны для городских конных железных дорог, вагоны трамваев. Сейчас в общей сложности 11 стран и 7 городов России используют для своих метрополитенов вагоны, выпущенные в АО «Метровагонмаш» – всего около 9000 штук. Это делает АО «Метровагонмаш» крупнейшим производителем вагонов метро в России, а также одним из самых значительных промышленных предприятий Московской области, так что день его учреждения – это по-настоящему памятная дата для региона. Кроме того, вагоны «Метровагонмаша» – основное средство ключевого транспорта Москвы: почти в каждом вагоне метро вы можете увидеть табличку с датой и местом производства, которое уже многие годы остаётся неизменным.
Автор: Вероника Ежова, победитель Конкурса региональных памятных дат ФинКалендаря
Станислав Зотов, экспертРуководитель отдела финансового анализа в финтех-компании VR_Bank, координатор школьных проектов экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.«Метровагонмаш» — одно из самых современных машиностроительных предприятий в стране. Продукция завода достаточно современна и конкурентна на мировом рынке, что является большой редкостью для российской тяжёлой промышленности. Несмотря на то, что почти все контракты завод получает от муниципальных и бюджетных учреждений, его работа налажена довольно эффективно. «Метровагонмаш» — хороший пример импортозамещения и возможности локализации производства высокотехнологичной продукции в нашей стране. Однако в этот день, независимо от того, пользуетесь ли вы вагонами «Метровагонмаша» для поездок или нет, есть повод задуматься не только об экономике их производства, но и о тех аспектах повседневной финансовой грамотности, которые могут пригодиться пассажиру метрополитена любого города мира. Прежде всего — это вопрос финансового планирования в той части, которая касается расходов на пользование общественным транспортом: важно выстраивать свои повседневные или отпускные маршруты так, чтобы соотношение удобства и затрат было для вас оптимальным (и конечно, не забывать о необходимости вовремя пополнять транспортную карту или уточнить, сколько будет стоить проезд в том незнакомом городе, который вы собрались посетить). Помимо этого, важно не забывать и о финансовой безопасности: многие используют в подземке вайфай, в том числе с незащищённым соединением, для осуществления мобильных платежей, и именно этот канал особенно популярен у мошенников, которые воруют данные банковских карт у неосторожных пассажиров.