К содержимому
Темы события:
«Национальное бюро кредитных историй» (АО «НБКИ») было учреждено 30 марта 2005 года
«Национальное бюро кредитных историй» (АО «НБКИ») было учреждено 30 марта 2005 года

Начало положено

«Национальное бюро кредитных историй» (АО «НБКИ») было учреждено 30 марта 2005 года. Основная деятельность бюро заключается в следующем:

    1. Хранение информации о кредитных историях заемщиков;

    2. Предоставление данных и сопутствующих услуг организациям;

    3. Защита конфиденциальности данных;

    4. Помощь в разработке и использование оценочных методик индивидуального рейтинга.

До появления НБКИ крупные банки два года готовили и корректировали проект компании. Кредитные бюро не являются чем-то необычным, во многих странах (где разрешены кредиты) существуют такие организации, порой не в единичном экземпляре. НБКИ сотрудничает с кредитными бюро из других стран.

Задачи бюро

Кредитные бюро, в частности НБКИ, прежде всего необходимы самим банкам: благодаря наличию такого хранилища информации, банки легко могут вычислить злостных неплательщиков, проверить кредитную историю (узнать об уже имеющихся кредитах или их отсутствии), что влияет на составление адекватного портрета потенциального заемщика и позволяет принять взвешенное решение о выдаче ему кредита.

Помимо информации о доходе и о наличии непогашенного кредита, банкам необходимо больше информации для выдачи займа. Существуют разные модели для оценки (скоринга) индивидуального рейтинга заемщика. По сути, заёмщику, как фильму, присуждается некий рейтинг на основе определённой информации, в котором отражается, насколько хорошо или плохо, по мнению банка, он будет выплачивать кредит. На данный момент не существует общепринятой идеальной модели скоринга, поэтому НБКИ постоянно дорабатывает её – имея огромную базу данных (уже выплаченных и только выданных кредитов разных банков разным людям), бюро может давать рекомендации, как скорректировать модель, чтобы она была более точной. Важно отметить, что рейтинг заемщика может влиять на его ставку по кредиту (которая в значительной мере зависит от банка): если банк поймёт, что человек очень хорошо выплачивает кредиты, он будет с большой вероятностью стремиться удержать его, предоставив кредит по более низкой ставке или с особыми условиями. И наоборот: в случае, если потенциальный заёмщик, по прогнозу, будет не вовремя платить или есть вероятность, что он перестанет платить вовсе, банк будет стремиться компенсировать свои риски и выдать ему кредит по более высокой ставке

Для физических лиц

Чем же может помочь кредитное бюро обычным людям? Во-первых, человек всегда может запросить информацию о себе, чтобы узнать, каким его «видят» банки. Во-вторых, он может оспорить имеющуюся информацию в НБКИ, если для этого есть основания (например, если эта информация ошибочная или неполная).

Полный реестр бюро кредитных историй в России можно посмотреть тут

Зачем нужно кредитная история, тут

Как очистить кредитную историю, тут

Дмитрий Лепетиков, экспертДмитрий Лепетиков, эксперт
Кандидат экономических наук, начальник Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банк ВТБ. Имеет 20-летний опыт преподавания экономических и математических дисциплин школьникам и студентам.

Наличие хорошей кредитной истории — ключевое условие получения кредита на выгодных условиях. В России каждый человек вправе бесплатно каждый год получать информацию о своей кредитной истории. Банкам наличие бюро кредитных историй позволяет снижать риск потери кредита и меньше усилий прилагать для корректной оценки заёмщика. Это снижает их расходы и, в итоге, даёт возможность предложить более низкую ставку хорошим заёмщикам.

Предшествующее
событие
Следующее
событие