К содержимому
Темы события:
Золотые лихорадки – не редкость для Америки XIX века: вдоль скалистых гор регулярно находили новые и новые месторождения. И зачастую благодаря этому появлялись новые города и даже штаты.
Золотые лихорадки — не редкость для Америки XIX века: вдоль скалистых гор регулярно находили новые и новые месторождения. И зачастую благодаря этому появлялись новые города и даже штаты.

Монтана

Территория нынешнего штата Монтана до середины XIX века была практически необитаемой: там было лишь несколько маленьких поселений европейцев, но и индейские племена были немногочисленны. Эта местность была почти отрезана от цивилизации со всего двумя маршрутами поставок: по земле из Солт-Лейк-Сити (почти 700 км необустроенной территории) или по воде через притоки Миссури, но этот путь был доступен лишь во время половодья.

Всё изменилось после того, как в 1862 году в одной из местных рек нашли золото. Золотые лихорадки – не редкость для Америки XIX века: вдоль скалистых гор регулярно находили новые и новые месторождения. И зачастую благодаря этому появлялись новые города и даже штаты. Так, именно золотоискатели в 1864 году основали будущую столицу Монтаны город Хелена, да и официальный статус территории Монтана получила только в 1864 году. И хотя Монтанская золотая лихорадка не была очень продолжительной, уже в 1889 году она стала 41-м штатом США. Впрочем, сопоставимых вспышек в более поздней истории штата не было, и сейчас она лишь 43-й по населению штат, несмотря на четвёртую по величине площадь.

Калифорния и Аляска

Монтана – далеко не единственный штат США, который многим обязан золотоискателям. Так, поиски золота обеспечили бурный рост населения Калифорнии в конце первой половины XIX века. И как раз благодаря этому она довольно быстро вошла в состав США (значительно раньше, чем многие штаты, находящиеся между ней и восточной частью страны). Золотая лихорадка сыграла важную роль и в истории Аляски, а самая известная (хотя и не столь масштабная, как в Калифорнии) имела место на реке Клондайк, протекающей рядом с границей Аляски, но уже в Канаде. О ней многие знают благодаря рассказам Джека Лондона и одноимённому фильму Чарли Чаплина.

Кому выгодно?

Как показывает исторический опыт, местная золотая лихорадка может существенно поспособствовать развитию экономики региона, но это зависит от конкретного места. Так, в гористой Монтане и чрезвычайно холодной Аляске золото не изменило их курс развития, а вот в тёплой и плодородной Калифорнии заложило основу для формирования крупнейшего ныне американского штата. Аналогично, обнаружение золота в Австралии было очень важной вехой для континента, а вот на Урале – отнюдь нет.

При этом любопытно, как устроена непосредственно экономика золотой лихорадки «на местах». В отдалённых городах, куда тысячи людей отправляются на поиски счастья, и местные жители зачастую бросают свои дела и ищут золото. Поскольку доставка продовольствия и других товаров и так затруднительна, такое сокращение предложения товаров и услуг приводит к резкому росту цен: самые обычные вещи могут стоить в десятки раз дороже, чем «на большой земле». Так что больше всего заработали благодаря золотым лихорадкам не те, кто отправлялся на поиски золота, а те, кто продолжал заниматься самым обычным бизнесом в необычных обстоятельствах. Такая вот поучительная история.

Дмитрий Лепетиков, экспертДмитрий Лепетиков, эксперт
Кандидат экономических наук, начальник Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банк ВТБ. Имеет 20-летний опыт преподавания экономических и математических дисциплин школьникам и студентам.

Прекрасный пример того, как можно заработать, не занимаясь непосредственно добычей золота, описан Джеком Лондоном в серии рассказов про Смока и Малыша. Эти два предприимчивых американца во времена «золотой лихорадки» осуществляли доставку снаряжения, продавали продукты питания, спекулировали земельными участками и стали гораздо богаче большинства своих сограждан, пытавшихся непосредственно добывать золото. Да и сам Джек Лондон, как известно, не был удачлив как золотодобытчик, но описанные им истории впоследствии отлично продавались. Так что бизнес в сфере услуг или в креативных отраслях часто оказывается успешнее, чем добыча полезных ископаемых.

Предшествующее
событие
Следующее
событие