К содержимому
Темы события:
Судьба Рембрандта-коммерсанта на арт-рынке лишний раз подтверждает то, что произведения искусства, не являясь стандартизированным продуктом и не обладая очевидной структурой ценообразования, не подходят для рынка в финансовом значении этого слова, оценка риска является делом первостепенной важности при инвестировании: необходимо предварительно рассчитывать будущий доход и затраты для получения этого дохода.
Судьба Рембрандта-коммерсанта на арт-рынке лишний раз подтверждает то, что произведения искусства, не являясь стандартизированным продуктом и не обладая очевидной структурой ценообразования, не подходят для рынка в финансовом значении этого слова, оценка риска является делом первостепенной важности при инвестировании: необходимо предварительно рассчитывать будущий доход и затраты для получения этого дохода.

Инвестиции великого художника 

Рембрандт инвестировал сразу в несколько рынков. Например, он активно вкладывал деньги в морские перевозки. Но, в отличие от большинства опытных голландских инвесторов, Рембрандт предпочел прямые инвестиции, то есть самостоятельно выбирал и спонсировал торговцев и их корабли. Однако из-за англо-голландских войн на родине художника начался экономический спад, спрос на перевозки упал, а голландские купцы беднели. Вложения Рембрандта канули в лету. Другой рынок, на котором Рембрандт пытался заработать с помощью своих вложений — рынок произведений искусства. Художник действовал на нем активно, например, скупал гравюры в надежде сократить объем предложения и увеличить стоимость произведений искусства. Это обернулось против него: купцы продавали ему картины по завышенной цене, а рынок при этом все равно оставался перенасыщенным. Но все же иногда Рембрандту удавалось заключать удачные сделки, как это произошло с одной из картин Рубенса из его коллекции: купив её за 450 гульденов, Рембрандт через 7 лет продал её за 550. В ХVI веке гульден содержал в себе примерно 3,3 грамма золота, и, если взять приблизительную стоимость грамма золота в 2019 году, т.е. 3096 рублей, получится, что один гульден — это примерно 10215 рублей, то есть Рембрандт купил картину примерно за 4,5 миллиона рублей, а продал чуть дороже, чем за пять с половиной.

Продажа коллекции 

В 50-х годах XVII столетия Голландию поразил экономический кризис, и Рембрандта, не сумевшего погасить платежи за дом, начали преследовать кредиторы. В итоге художнику пришлось продавать свою коллекцию. Сам Рембрандт оценивал свое собрание произведений искусства приблизительно в 17 тысяч гульденов, или 173 миллиона рублей в пересчете на современные деньги. Однако в итоге коллекцию удалось распродать лишь за 5000 гульденов, то есть 51 миллион рублей. В июле 1656 года Рембрандт подал заявку на “cessio bonorum” — особую форму банкротства, позволившую ему избежать тюрьмы. Он также добился и того, чтобы его признали банкротом не как живописца, а как потерпевшего неудачу в торговле частного предпринимателя. Это позволило ему избежать запрета на профессию и продолжить получать заказы на написание картин. Дело о его банкротстве стало выдающимся процессом XVII века и привело к тому, что в законодательство было внесено положение о том, чтобы переоформление собственности на другое лицо в заведомо предбанкротном состоянии (это называется вывод активов), признавалось недействительным.

Почему так вышло?

Можно утверждать, что в морских инвестициях Рембрандта постигла неудача из-за причин, от него не зависящих, он стал жертвой обстоятельств непреодолимой силы: сложно было предвидеть введение английских санкций, или так называемых Навигационных актов, направленных против посреднической торговли и рыболовства Голландии. Именно эти акты привели к уже упомянутым войнам Англии и Голландии, разорившим художника.

А вот судьба Рембрандта-коммерсанта на арт-рынке лишний раз подтверждает то, что произведения искусства, не являясь стандартизированным продуктом и не обладая очевидной структурой ценообразования, не подходят для рынка в финансовом значении этого слова, оценка риска является делом первостепенной важности при инвестировании: необходимо предварительно рассчитывать будущий доход и затраты для получения этого дохода.

Дмитрий Лепетиков, экспертДмитрий Лепетиков, эксперт

История Рембрандта подтверждает всем известную истину: лучше делать что-то одно великолепно, чем многое — посредственно. Даже на понятном ему рынке произведений искусства Рембрандт потерпел неудачу, тем более неудивительно его фиаско в морской торговле. Если вы — талантливый художник или успешный спортсмен и много заработали, не спешите вкладываться в сети парикмахерских или цементные заводы. Не уподобляйтесь Крыловской щуке, неудачно ловившей мышей, а лучше доверьте свои средства профессиональным финансовым институтам с хорошей репутацией.

Предшествующее
событие
Следующее
событие