К содержимому
Темы события:
Талер внёс большой вклад и в практическое применение идей поведенческой экономики: в 1993 году он основал свою инвестиционную фирму, которая стремится зарабатывать на избегании распространённых поведенческих искажений.
Талер внёс большой вклад и в практическое применение идей поведенческой экономики: в 1993 году он основал свою инвестиционную фирму, которая стремится зарабатывать на избегании распространённых поведенческих искажений.

Биографическая справка

Ричард Талер, более известный под кратким именем Дик Талер, родился в 1945 году в Нью-Джерси. В 1974 году он получил учёную степень в университете Рочестера, а затем он работал в Стэнфорде (где познакомился с будущими соавторами Амосом Тверски и Даниэлем Каннеманом) и Корнелльском университете. В 1995 году, став уже довольно известным учёным, Талер перешёл на работу в очень уважаемый Чикагский университет.

Открытия

В качестве непосредственного вклада Дика Талера в научное знание мы выделим две идеи. Первая из них – концепция «эффекта владения» (endowment effect). Вкратце эту аномалию можно описать так: люди склонны выше ценить те вещи, которые есть у них в данный момент. Или, другими словами, оценка одной и той же вещи скорее всего будет выше, если она у вас уже есть, чем если её у вас нет. Причём это касается не только объявляемой человеком оценки (которую можно объяснить естественным стремлением «купить подешевле и продать подороже») и не только вещей, с которыми у человека могут быть связаны воспоминания: это действительно смещение оценки из-за владения объектом, что Талер и коллеги продемонстрировали с помощью серии довольно интересных и сложных экспериментов.

Другой важный вклад – концепция «подталкивания» (nudging). В основополагающей книге на эту тему (которая так и называется – «Nudge») Талер и Касс Санстейн показывают, что во многих случаях люди систематически принимают решения, о которых потом сожалеют (это, впрочем, отнюдь не открытие), но которых можно было бы избежать, слегка подтолкнув их в другую сторону. Например – изменив порядок действий по умолчанию, или используя известные феномены поведенческой экономики вроде того же эффекта владения. Как соавторы этой теории, они ввели в обращение термин «архитектура выбора». При этом важно, что Талер и Санстейн выступают за либеральный патернализм, то есть против ограничения выбора для человека, а лишь за «подталкивание» его к определённым решениям.

Практика

Однако, не менее важен вклад Талера в развитие поведенческой экономике не в качестве учёного-исследователя, а в качестве популяризатора. Так, он сильно способствовал росту осведомлённости экономистов об этом направлении как автор постоянной колонки «аномалии» в престижном Journal of Economic Perspectives в конце 80-х годов, в которой рассказывал о наблюдениях и фактах, которые не объяснимы с позиций классической экономической теории. Кроме того, он возглавлял проект по этому направлению в Национальном Бюро Экономических Исследований (NBER), а в 2018 году был президентом Американской Экономической Ассоциации (AEA).

Талер внёс большой вклад и в практическое применение идей поведенческой экономики: в 1993 году он основал свою инвестиционную фирму, которая стремится зарабатывать на избегании распространённых поведенческих искажений, а в 2010-х годах участвовал в работе специальной команды (Behavioral Insights team) при правительстве Великобритании, которая должна была разработать методы улучшения работы государственных структур с использованием знаний поведенческой экономики. Наконец, в 2015 году Талер сыграл в эпизоде оскароносного фильма «Big Short» («Большая игра на понижение»), в котором объяснял одной из упомянутых выше поведенческих искажений. Так что можно сказать, что Дик Талер больше, чем любой другой учёный способствовал тому, чтобы не абсолютно рациональные люди (а это, в общем, все люди) знали о своих «слабостях» и могли учитывать их в своих решениях.

Прочитайте также оригинальное исследование Д. Канемана и А. Тверски.

Ольга Клачкова, экспертОльга Клачкова, эксперт
Кандидат экономических наук, преподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, профессиональные интересы: макроэкономика, экономический рост, инфляция, неравенство, анализ социальных взаимодействий, методы оптимальных решений.

Знать о том, что наш мозг может подталкивать нас к нерациональным решениям очень важно. Один этот факт помогает осознать, что любое решение должно быть подтверждено либо взвешенным анализом выгод и издержек, либо аккуратными математическими расчетами. Привычка к строгости обоснования отличает финансово грамотных людей.

Предшествующее
событие
Следующее
событие