К содержимому
Темы события:
Основание для реформы было вполне логичным: Никон стремился исправить разночтения между существовавшими тогда на Руси обрядами и «оригинальными» обрядами греческой церкви.
Основание для реформы было вполне логичным: Никон стремился исправить разночтения между существовавшими тогда на Руси обрядами и «оригинальными» обрядами греческой церкви.

Реформа

Одно из главных событий в русской истории XVII века — так называемая церковная реформа патриарха Никона и связанный с ней раскол. В отличие от многих других реформ, она не имеет однозначной датировки: впервые постановления об изменении ряда религиозных обрядов (самое известное изменение – замена двуперстного крестного знамения на троеперстное) были изданы в 1653 году, но в последующие несколько лет они неоднократно подтверждались на разных уровнях (на соборах и с участием вселенских патриархов, в частности – Антиохийского), предпринимались усилия по их реализации (среди особенно заметных – исправление богослужебных книг и уничтожение икон с «неправильным» знамением) и велась борьба с теми, кто отказывался признавать изменения.

Раскол

Основание для реформы было вполне логичным: Никон стремился исправить разночтения между существовавшими тогда на Руси обрядами и «оригинальными» обрядами греческой церкви, возникшими в результате накапливавшихся годами ошибок (например – при переписывании книг). Однако, для многих россиян того времени отход от обычаев предков (пусть даже речь шла скорее об обрядах, чем о сути религии) казался невозможным. Неоднозначной была и позиция духовенства. Но Никон пользовался поддержкой царя Алексея Михайловича и использовал самые жёсткие методы: видных противников реформы сажали в темницы, где те зачастую умирали от ужасных условий содержания, а все остальные старообрядцы (как называли тех, кто не принял новые правила) фактически оказались вне закона.

Раскольники

Хотя при наследниках царя Алексея государственная позиция стала смягчаться, старообрядцев так или иначе ущемляли в правах до 1905 года. Это делало существование старообрядческих общин сложным и, что особенно существенно, дорогим. Поэтому, по всей видимости, старообрядческим общинам нужно было всегда иметь большие сбережения для того, чтобы иметь возможность откупиться от властей или адаптироваться к новым условиям жизни в случае переселения или изгнания из той местности, где они жили раньше. Да и обычные налоги для старообрядцев были повышены. Всё это заставляло их активнее остальных россиян искать возможности для заработка. Возможно, именно поэтому едва ли не большинство знаменитых купеческих семей, с которыми связан бурный рост российской экономики в конце XIX века – выходцы из старообрядцев. Например, Морозовы, Рябушинские, Щукины, Третьяковы… Так что можно сказать, что церковный раскол и связанные с ним тяготы старообрядцев помогли России стать той бурно растущей экономикой, которой она была в начале XX века.

Лекцию Ирины Стрельниковой “Староверческие миллионы: как ожидание Антихриста помогло заработать на капитал” можно найти здесь

Дмитрий Лепетиков, экспертДмитрий Лепетиков, эксперт
Кандидат экономических наук, начальник Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банк ВТБ. Имеет 20-летний опыт преподавания экономических и математических дисциплин школьникам и студентам.

Дискриминация по религиозному, национальному или какому-то еще признаку была характерна для множества стран мира. И часто дискриминируемые действительно мобилизовывались и становились богаче большинства остальных (почитайте, например, упоминающуюся в нашем календаре пьесу Шекспира «Венецианский купец»). Современное общество активно стремится к толерантности, к тому, чтобы оценивать людей не потому, где и как он выполняет религиозные обряды (если вообще их выполняет), а по его личным качествам. Сейчас современные технологии позволяют общаться с людьми практически со всего мира, и это помогает новому поколению гораздо проще относиться к тем, кто от отличается от них самих.

Предшествующее
событие
Следующее
событие