История
Крупнейшее событие в истории мировой антимонопольной политики
15 мая 1911 года — решение верховного суда США о разделении Standard Oil
В XVIII и начале XIX века нефть не слишком активно применялась в экономике. В это время главным источником энергии был уголь, а химическая промышленность в её нынешнем виде только начинала развиваться. Но уже к концу XIX века всё изменилось. Двигатели внутреннего сгорания и керосиновые лампы сделали нефтепродукты (например, бензин и собственно, керосин) основным топливом, а химики открывали всё новые и новые способы её применения для синтезирования искусственных материалов. Как говорил Дмитрий Менделеев, «сжигать нефть – всё равно что топить печку ассигнациями».
Если самым набирающим популярность ресурсом конца XIX века была нефть, то самой быстро развивающейся экономикой — США. И одним из флагманов этой экономики была компания Standard Oil, основанная Джоном Рокфеллером (подробнее о нём читайте в заметке 8 июня) в 1870 году в городе Кливленд, Огайо, и к 1904 году контролировала 91% всего производства и 85% всех продаж нефти в США. Как ей это удалось? Первые успехи компании связаны с новым подходом: Standard Oil первой стала не только перерабатывать нефть, но и добывать её, и продавать, а также перевозить в собственных цистернах и зачастую — по собственным железным дорогам. Таким образом компании удавалось экономить и устанавливать цены ниже, чем у конкурентов, переманивая покупателей.
Этот подход, называемый «вертикальной интеграцией», довольно быстро стал популярен среди крупнейших компаний США в самых разных отраслях, но позиция Рокфеллера как крупнейшего из производителей нефти уже устоялась. И в 80-90-х годах Standard Oil стала проводить «горизонтальную интеграцию», просто покупая фирмы-конкуренты. Таким образом компания добилась монопольного положения на ключевом рынке и благодаря этому могла устанавливать уже не низкие, а наоборот — завышенные цены.
Ещё в 1890 году Конгресс США принял антитрастовый акт Шермана, запрещавший компаниям проводить политику, направленную на ограничение конкуренции и достижение монопольного положения. Уже тогда предлагавший акт сенатор Шерман имел в виду именно Standard Oil, но прошло больше 20 лет (в течение которых корпорация продолжала расти), прежде чем судебные разбирательства наконец завершились и верховный суд принял решение: поскольку монопольное положение компании было достигнуто незаконным путём, она должна быть разделена. На месте Standard Oil образовалось в общей сложности 34 компании, некоторые из которых впоследствии снова объединялись. Так появились, например, ExxonMobil и Chevron – крупнейшие нефтяные компании в США на данный момент.
Решение 1911 года стало ключевым прецедентом для борьбы с монополизацией не только в США, но и по всему миру, создав своего рода «золотой стандарт» защиты конкуренции. Любопытно, как это событие сказалось на фондовом рынке и благосостоянии тех, кто вкладывал свои деньги в акции Standard Oil, обращавшиеся на бирже. Оказалось, что общая стоимость новых фирм превышала стоимость гигантской корпорации перед разделом. Таким образом, многие маленькие акционеры неожиданно увеличили свои сбережения, а Рокфеллер, который уже давно отошёл от управления компанией, но оставался главным владельцем, стал первым в истории долларовым миллиардером и, вероятно, самым богатым человеком в истории.
Дмитрий Лепетиков, экспертКандидат экономических наук, начальник Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банк ВТБ. Имеет 20-летний опыт преподавания экономических и математических дисциплин школьникам и студентам.Конкуренция — это важнейшее условие развития рыночной экономики. В процессе конкуренции компании, борясь за внимание клиента, находят возможность предложить ему более выгодные условия. Следствием конкуренции стало появление программ лояльности — поощрение клиента оставаться с компанией и не уходить к конкурентам. Финансовый сектор в России достаточно конкурентен. В этом календаре вы найдете информацию о многих банках, отечественного или иностранного происхождения, в государственной или частной собственности. Их наличие, с одной стороны, обеспечивает потребителю широкий выбор, а, с другой стороны, стимулирует его становиться финансово грамотнее, чтобы этот выбор был оптимальным.