К содержимому
Темы события:
Конечно, аукционный дом Sotheby’s остаётся главным и основным конкурентом Christie’s. На оба аукционных дома приходится около 90% всего мирового аукционного рынка.
Конечно, аукционный дом Sotheby’s остаётся главным и основным конкурентом Christie’s. На оба аукционных дома приходится около 90% всего мирового аукционного рынка.

История становления

Аукционный дом Christie’s был основан в Лондоне английским антикваром Джеймсом Кристи, по преданию, 5 декабря 1766 года. Длительное время он был одним из многих подобных аукционных домов в Европе и Америке. Его особенный рост приходится на вторую половину XX – начало XXI века, время бурного развития рынка искусства. Первый аукцион в США состоялся в 1977 году (теперь в Нью-Йорке находится постоянная штаб-квартира), а к 1989 году на Christie’s приходилось 42% всего мирового аукционного рынка.

Серьёзная конкуренция

Конечно, аукционный дом Sotheby’s остаётся главным и основным конкурентом Christie’s. На оба аукционных дома приходится около 90% всего мирового аукционного рынка. Сегодня Christie’s находится на взлёте, и в 2018 он показал рекордный в своей собственной истории объём продаж в 7 миллиардов долларов, снова обогнав по этому показателю Sotheby’s, у которого выручка в том же году составила 6.4 миллиарда доллара. Во многом, такой успех объясняется гораздо более безупречной репутацией Christie’s, в то время как Sotheby’s успел себе её изрядно подпортить в 1990-2000-е года: продажей подделок, нарушением авторского права, а также инициативой монопольного сговора с Christie’s (за что его инициаторы даже понесли уголовную ответственность в США).

Однако так было не всегда: почти всю вторую половину XX века Christie’s был на втором месте, только в 1996 году обогнав Sotheby’s годовой выручкой, причём произошло это впервые с 1954 года. Тем не менее, в 1993-1997 годах чистая годовая прибыль Christie’s составляла 60 миллионов долларов, в то время как у Sotheby’s – 265, разница более чем в 4 раза. Лидерство на рынке было куплено ценой собственной прибыли: Christie’s установили минимальную гарантированную цену за каждый выставленный лот и этим привлекли клиентов.

Приоритеты продажи

Именно в Christie’s состоялась самая крупная в истории продажа произведения искусства: в 2017 году за 400 миллионов долларов была продана картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира», сверх которых 50 миллионов составила комиссия аукционного дома.

Однако в целом классическая живопись не является для Christie’s самой прибыльной областью. Аукционный дом ранее славился продажей искусства импрессионистов, теперь же, с 2012 года, самым приоритетным определил рынок современного искусства, поставив на третье место азиатское искусство.

Почему это интересно и важно

Аукционный дом Christie’s – образец грамотного и настойчивого претворения в жизнь своего дела. В его истории развития можно отметить множество грамотных ходов, которые могут послужить уроком даже далёким от большого бизнеса людям. Например, история успеха Christie’s – это доказательство важности внимательного отношения к своей репутации. Любая нечестность, недобросовестность, прямой обман или хитрость могут, конечно, принести краткосрочную выгоду, но в долгосрочной перспективе – это почти всегда поражение. Затем, Christie’s показал, что сиюминутная прибыль – это не главное: масштаб и востребованность вкупе с продуманной стратегией важнее получения личной выгоды здесь и сейчас. В конечном счёте, упущенная прибыль обильно окупается со временем.

Про другой аукционный дом – Sotheby's – читайте 11 марта.

Надежда Галкина, экспертНадежда Галкина, эксперт
Преподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, директор по довузовскому образованию экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Работала управляющим директором службы анализа розничных рынков Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банка ВТБ.

Очень важно помнить о том, что не каждое произведение искусства оригинал по умолчанию. Аукционные дома тратят огромные деньги на подтверждение статуса выставляемых артефактов. Магазины антиквариата нанимают специалистов, способных на ощупь отличить подделку. Но это не мешает мошенникам все равно обманывать покупателей. Подробно об этом мире можно прочитать в бестселлере Доны Тарт «Щегол» или посмотреть в одноименном фильме.

Предшествующее
событие
Следующее
событие