История
ОСНОВАНИЕ МУЗЕЯ «МЕТРОПОЛИТЕН»
13 апреля 1870 года был основан Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
Искусство и коммерция на протяжении всей человеческой истории тесно связаны друг с другом: веками аристократия и бизнесмены спонсировали работы художников и скульпторов, собирали огромные художественные коллекции и жертвовали их публичным музеям. Один из примеров соединения миров искусства и бизнеса – Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
Метрополитен-музей в Нью-Йорке – один из крупнейших музеев мира, который ежегодно посещает более шести миллионов человек. Он был основан 150 лет назад, когда группа американских бизнесменов зарегистрировала корпорацию «The Metropolitan Museum of Art», и открыл свои двери для широкой публики в 1872 году. Первоначально он располагался в небольшом здании и имел совсем небольшую коллекцию, которая оценивалась всего в 350 долларов – по большей части она состояла из копий знаменитых произведений искусства. А уже в 1880 году музей переехал в своё здание на Пятой авеню, где и началась его современная история.
Коллекция музея собиралась силами его благотворителей. Одно из первых крупных пожертвований в 1887 году сделала Кэтрин Вулф, завещав музею больше ста картин и крупную денежную сумму, на которую были куплены оригиналы Ренуара, Гойи и Делакруа. Несколько лет спустя Джейкоб С. Роджерс, член династии американских бизнесменов, завещал музею 4,5 миллиона долларов – и с тех пор финансовые поступления Метрополитена обеспечивались американскими бизнесменами, следовавшими примеру Роджерса. Одним из президентов музея являлся Джон Пирпонт Морган, американский магнат и основатель инвестиционного банка J.P. Morgan & Co. После своей смерти он завещал музею настолько большую коллекцию (около семи тысяч экспонатов), что для неё пришлось построить отдельное помещение. Коллекция музея постоянно росла – во второй половине XX века одно из новых крыльев здания было достроено специально для древнего храма, переданного музею в дар египетским правительством. Из музея живописи он постепенно превратился в полноценный художественный музей, выставляющий более двух миллионов произведений искусства – от гравюр до театральных костюмов.
Почему состоятельные люди готовы инвестировать миллионы в произведения искусства и как определяется цена на арт-рынке? Хотя некоторые факторы ценообразования понятны (известность художника, исторический период, размер полотна и т.д.), однозначно ответить на этот вопрос невозможно. И деньги, и искусство символичны. Когда на аукционе Christie’s «Спасителя мира» Леонардо да Винчи продали за 450 миллионов долларов, ни покупатели, ни эксперты не руководствовались известными нам моделями ценообразования – оценить абстрактное сложно. На протяжении всей человеческой истории чем больше и дороже продавалось искусство, тем больше в него втягивалось людей: в 2017 году объём арт-рынка составил 63,7 миллиарда долларов. Будет ли он расти дальше – покажет время.
Виктория Хохрякова, экспертГлавный тренер по подготовке сборной Москвы по экономике к Всероссийской олимпиаде школьников, руководитель школьной сборной на II Международной олимпиаде по экономике, специалист по учебно-методической работе экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.Объекты искусства — один из возможных вариантов для инвестирования личных сбережений. Однако стоит понимать, что такие инвестиции в большинстве своём являются долгосрочными, а также высокорискованными для простого обывателя. Для того, чтобы иметь шанс получить высокую доходность от арт-объектов, необходимо хорошо разбираться не только в разных видах искусства, но также и в динамике соответствующего рынка, а также обладать весьма существенным объемом финансовых ресурсов и запасом времени.