К содержимому
Темы события:
1 февраля 1994 года началась продажа акций компании: сначала по номинальной стоимости – тысяча рублей за штуку, –  затем всё дороже.
1 февраля 1994 года началась продажа акций компании: сначала по номинальной стоимости — тысяча рублей за штуку,— затем всё дороже.

Немного теории

Финансовая пирамида — это разновидность мошенничества, при котором злоумышленники предлагают вложить деньги в их фирму и получить невероятные доходы. При этом первые вкладчики действительно получают прибыль, но не благодаря деятельности фирмы, а за счёт других, более поздних вкладов. Поскольку бесконечно увеличиваться количество вкладчиков не может, рано или поздно пирамида терпит крах, принося убытки огромному количеству вложивших в неё деньги людей.

Немного истории

МММ во главе с её бессменным руководителем Сергеем Мавроди 1 февраля 1994 года начала продажу акций компании: сначала по номинальной стоимости — тысяча рублей за штуку, — и затем по все более высокой цене. При этом купленные ранее акции можно было продать фирме обратно по текущей цене. Но эта цена, в отличие от стоимости акций честных компаний, устанавливалась не рынком, а лично Сергеем Мавроди. Чтобы привлечь вкладчиков, цена постоянно повышалась и к концу июля того же года выросла в 127 раз. Так что вкладчики, которые продавали свои акции обратно МММ, действительно могли на протяжении некоторого времени заработать большие деньги.

Немного рекламы

МММ стала особенно заметным феноменом в истории общественной жизни России благодаря активной, яркой и запоминающейся телерекламе, которую компания размещала практически на всех телеканалах. Сюжет её был простым и доступным: люди самого разного социального и семейного положения вкладывали деньги в акции МММ, зарабатывали на этом и исполняли свои мечты.

Летом 94-го количество вкладчиков МММ достигло, по разным оценкам, от 2 до 15 миллионов, что сделало финансовую пирамиду проблемой национального масштаба.

Летом 94-го количество вкладчиков МММ достигло, по разным оценкам, от 2 до 15 миллионов, что сделало финансовую пирамиду проблемой национального масштаба.

Начало конца

Быстро разглядев в схеме Мавроди финансовую пирамиду, Министерство финансов запретило повторный выпуск акций в марте 1994 года. Но поскольку первая серия акций была уже полностью распродана, то в оборот ввели так называемые «билеты МММ», цена которых была привязана к цене акций, но при этом они официально не являлись ценными бумагами. Внешне билеты выглядели как деньги, но изображён на них был не Ленин (как на привычных тогда советских деньгах), а Мавроди, что, конечно, помогло увековечить в массовом сознании не только его фамилию, но и лицо.

Летом 1994 г. количество вкладчиков МММ достигло, по разным оценкам, от 2 до 15 миллионов человек, что сделало эту финансовую пирамиду проблемой национального масштаба. Фактически конец её деятельности был положен 4 августа, когда налоговая инспекция опечатала главный офис и конфисковала все наличные, а Сергей Мавроди был арестован за неуплату налогов. Впрочем, на этом борьба не закончилась: МММ была окончательно ликвидирована только в 1998 году, а её руководитель даже успел побывать депутатом Государственной Думы. Кроме того, столь масштабная афера, в результате которой пострадали миллионы людей, крепко отпечаталась в памяти россиян и существенно снизила доверие общества к рыночной экономике.

О признаках финансовой пирамиды читайте здесь.

Ростислав Кокорев, экспертРостислав Кокорев, эксперт
Кандидат экономических наук, заведующий Лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Работал научным руководителем финансовой службы Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), заместителем Директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития России.

Крупнейшая в истории России (возможно, и всей Евразии) пирамида появилась в удачное время в удачном месте, к тому же, она была во многих отношениях образцовой по организации. В 1993 году россияне уже слышали об акциях и о возможности получать от них высокие прибыли, но не понимали, как на самом деле работает фондовый рынок, не знали, что принцип самокотировки, используемый МММ, — это разновидность пирамиды. Люди были измучены высокой инфляцией, резким снижением реальных доходов, им хотелось верить в чудо. Они перестали доверять государству, которое предостерегало их (хотя и очень вяло) от финансовых пирамид. На это наложились гениально сделанная реклама МММ, которую видели по телевизору абсолютно все граждане, и очень эффективная работа «офисов продаж». Результат известен, и он довольно печален, но он не стал для россиян уроком на все времена: даже сейчас новые жертвы продолжают нести деньги в новые финансовые пирамиды.

Предшествующее
событие
Следующее
событие