История
Появился Личный кабинет налогоплательщика
4 ноября 2014 года законодательно закреплён способ подачи декларации и получения других налоговых документов через сеть интернет — появился Личный кабинет налогоплательщика
Интернет-технологии в наше время являются одной из самых развитых сфер, поэтому все организации, в том числе и государственные органы, стараются сделать жизнь людей максимально комфортной и создают свои интернет-ресурсы. Федеральная налоговая служба не является исключением. С целью упрощения и повышения оперативности исполнения налоговых обязательств для всех категорий налогоплательщиков был создан «Личный кабинет налогоплательщика» (далее – ЛКН).
Истоком создания личного кабинета налогоплательщика можно считать введенную Приказом ФНС от 13.11.2009 г. систему информирования налогоплательщиков о задолженности. Этот интернет-сервис фактически стал первым этапом реализации функций ЛКН, а в 2011 году в рамках реализации второго этапа задач был создан «Личный кабинет налогоплательщика для физического лица».
В 2019 году этот сервис претерпел ряд изменений: был создан ЛКН для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, появился доступ к ресурсу с мобильных устройств, возникла возможность вернуть на личный счет переплаты в бюджет, а также опция «умный сервис», в которой представлены наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с уплатой налогов и сборов, и предложены рекомендации по их разрешению.
Личный кабинет налогоплательщика постоянно модернизируется. Это касается и интерфейса, и внедрения новых возможностей. Так, в ближайшее время планируется внести данные о страховых взносах.
Безусловно, не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что в России до сих пор присутствует проблема развития информационных технологий и обеспечения интернетом многих регионов, в частности, сел и деревень. Так, по данным исследований компании GFK-Русь, к началу 2019 года к интернету имело доступ всего 75,4% населения. Но данная проблема не требует принятия незамедлительных мер, по крайней мере, пока наличие ЛКН не станет обязательным для налогоплательщиков.
Другой проблемой является присутствие некоторых неточностей в ЛКН об объектах налогообложения. Причина этому – ошибочная, либо несвоевременная передача информации из государственных органов.
Однако ЛКН постоянно модернизируется. Это касается и интерфейса, и внедрения новых возможностей. Так, в ближайшее время планируется внести данные о страховых взносах (в настоящее время они не отображаются).
Теперь можно не посещать инспекцию для решения многих налоговых вопросов (это касается всех физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей). Через личный кабинет налогоплательщика можно:
И это не весь спектр возможностей ЛКН.
Самое главное преимущество ЛКН в том, что оно позволяет сэкономить время и избежать ошибок, вызванных человеческим фактором.
Подробнее ознакомиться с личным кабинетом налогоплательщика можно в НК РФ: "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) Статья 11.2.
Ознакомиться с данным исследованием компании GFK-Русь можно на сайте.
Ростислав Кокорев, экспертКандидат экономических наук, заведующий Лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Работал научным руководителем финансовой службы Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), заместителем Директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития России.Мало кто любит платить налоги. Но раз уж в современном мире это необходимо и неизбежно, то приятнее делать это с наименьшими затратами сил и времени на сбор документов, проверку расчета налогов и осуществление самих платежей. А ведь есть еще налоговые льготы, которые получать куда приятнее, но и мороки по их оформлению достаточно много. Личный кабинет налогоплательщика снимает или сильно упрощает многие из этих проблем.