История
Появление cash-back в России
В 2007 году в России появился cash-back
В 2007 году в Россию из Великобритании и США пришло такое понятие как кэшбэк (кэш-бэк). Это понятие подразумевает отсроченный возврат покупателю банком или предприятием части потраченной на покупки суммы.
Ввиду своей новизны понятие cashback/cash-back переводится на русский язык с английского как «возврат наличных денег». Написание названия в русском языке еще не формализовано. Используются варианты и «кэшбэк», и «кэш-бэк» в зависимости от источника заимствования: кэшбэк/кэшбек/кешбек, в случае заимствования из британских источников, кэш-бэк/кэш-бек/кеш-бек – из американских источников.
Опция кэшбэка может предоставляться, как уже было сказано выше, либо коммерческими торговыми организациями (в сферах розничной и интернет-торговли), либо банками. В первой случае, кэшбэк это отсроченная скидка, которая возвращается покупателю после того, как истечет срок обмена/сдачи товара или услуги. Для банков кэшбэк – это инструмент для стимулирования людей совершать покупки с помощью дебетовых/кредитных карт.
От скидок схема возврата наличных средств отличается тем, что покупатель оплачивает полную розничную цену. Также существенным различием является то, что выплату клиент получает не от самого продавца, а от его партнера. Источником кэшбэка являются комиссионные, которые выплачиваются торговой организацией партнерам за привлечение новых покупателей.
История кэшбэка началась в 1891 году, когда американская компания Green Shield для привлечения новых клиентов стали выпускать специальные марки, которые покупатели могли обменять на товары, скидки или наличные. Однако стоит отметить, что подобная практика существовала и прежде: некоторые магазины выпускали жетоны, которые выполняли роль денежного суррогата (то есть заменителя законного платежного средства), могли быть накоплены и потрачены на покупку определенные товары.
Зачастую торговые организации перекладывают обязанности по привлечению новых клиентов на своих партнеров. Такими партнерами могут являться, например, различные кэшбэк-сервисы, которых с ростом популярности таких бонусных программ становится все больше.
Развитие цифровой экономики и рост популярности пластиковых дебетовых или кредитных карт побудили банки также предлагать своим клиентам подобные бонусы. В таких случаях часть денег возвращается на карту клиента в виде бонусов, которые можно тратить на покупки в магазинах-партнеров, либо в виде денег. Такая опция может быть реализацией поощрения лояльности клиентов банка, либо частью совместной с какой-либо торговой организацией кампании по привлечению новых клиентов и стимулированию спроса на определенные товары/услуги.
На рынке представлены самые разнообразные программы кэшбэка с различными условиями, целевыми товарами/услугами и ставками, предоставляемые как магазинами, так и банками, так что каждый человек сможет подобрать именно ту программу, которая даст наибольший процент возврата денежных средств с тех видов покупок, которые он совершает чаще всего.
Обзор карт с кэшбеком можно найти здесь.
Дмитрий Лепетиков, экспертКандидат экономических наук, начальник Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банк ВТБ. Имеет 20-летний опыт преподавания экономических и математических дисциплин школьникам и студентам.Кэшбэк стал уже типичной опцией для банковской карты. Теперь редко встретишь карту, которая не приносила бы ее держателю каких-нибудь выгод. Финансово грамотный человек этими выгодами умело пользуется: он подбирает свой карточный портфель так, чтобы максимизировать их. При этом важно не забывать об условиях, которые на данный кэшбэк могут быть наложены. Чаще всего речь идет о сумме оборота по карте, которая должна превысить установленный банком предел. Поэтому не стоит заводить отдельную карту на каждый вид операции, которые вы совершаете (карту на рестораны, карту на автозаправки и т. д.) иначе можно не только не получить выгоду, но и понести дополнительные расходы.