К содержимому
Темы события:
Чтобы воспользоваться устройством, нужно было вставить в него чек, заранее выпущенный кассиром банка
Чтобы воспользоваться устройством, нужно было вставить в него чек, заранее выпущенный кассиром банка

Предыстория

С самого начала 60-х в разных странах мира велась разработка автоматических устройств, которые могли бы обслуживать клиентов банка в нерабочее время, например, по вечерам и в выходные дни. Ещё 30 июня 1960 года американский изобретатель Лютер Джордж Симиян подал патент на устройство под названием «банкограф». А в 1961 году Ситибанк (Citibank) установил такую машину в Нью-Йорке. Банкограф мог принимать депозиты, причём как в виде банкнот и монет, так и в виде чеков, но не пользовался популярностью у клиентов Ситибанка и менее чем через год был закрыт.

Создателем системы, позволяющей клиенту получить, а не отдать наличные деньги, считается шотландец Джон Шепард-Бэрон (1925-2010). По его словам, идея такой машины пришла ему в голову когда он не попал в банк, придя немногим позже закрытия (эта проблема знакома многим и в XXI веке, хотя теперь лично приходить в банк приходится гораздо реже). Чтобы воспользоваться устройством, спроектированным им для Барклис, нужно было вставить в него чек, заранее выпущенный кассиром банка. Первоначально подлинность чека проверялась с помощью радиоуглеродного метода (похожий подход используют чтобы датировать древние окаменелости): на чек специально наносилось определённое количество изотопа углерода-14, и машина проверяла, соответствует ли его количество на полученной бумаге правильному. Впрочем, довольно скоро главным способом идентификации подлинности стал персональный идентификационной номер (PIN).

В 1969 году фирма Спейтек (Speytec) разработала первую систему, использовавшую не одноразовые чеки или жетоны, а многоразовую карту

В 1969 году фирма Спейтек (Speytec) разработала первую систему, использовавшую не одноразовые чеки или жетоны, а многоразовую карту

Стремительное развитие

Любопытно, что уже в июле 1967 года были введены в действие две другие автоматические системы, выполнявшие похожие функции: одна – в Швеции (именно там появилось прижившееся в России, но малоизвестное в мире название «банкомат»), и ещё одна принадлежала прямому конкуренту Барклис – Вестминстерскому банку (Westminster bank). А в 1969 году фирма Спейтек (Speytec) разработала для банка Мидлэнд (Midland bank) первую систему, использовавшую не одноразовые чеки или жетоны, а многоразовую карту, которую один и тот же клиент банка мог использовать неоднократно.

Почему это важно для личных финансов?

Современные банкоматы берут на себя большую долю взаимодействия банка и его клиента: они могут не только принимать деньги (как банкограф) или выдавать их (как первые машины конца 60-х годов), но и осуществлять переводы между счетами, проводить платежи и иногда даже принимать заявки на кредиты. Автоматизация таких стандартных банковских операций позволяет клиентам выполнять их в любое время суток, а банкам – экономить, благодаря чему их услуги становятся дешевле.

Дмитрий Лепетиков, экспертДмитрий Лепетиков, эксперт

Многие современные банкоматы выполняют гораздо больше функций, чем прием и выдача наличных. Ими можно пользоваться для оплаты услуг, погашения задолженности, перевода денег другим клиентам банка, обмена валюты и т. п. И хотя выдача наличных остается самой популярной операцией банкомата, с ростом объема безналичных платежей ее роль уменьшается. При этом, пользуясь банкоматом, соблюдайте простые правила предосторожности: не показывайте свой PIN окружающим и не берите в руки чужие карты. А если вдруг что-то пошло не так: банкомат не вернул карту или не выдал наличные, — не паникуйте, а сразу же обратитесь в банк-владелец банкомата, сообщив о проблеме, месте, где она случилась и номере устройства.

Предшествующее
событие
Следующее
событие