История
Представлен самый большой в мире коммерческий самолёт
18 января 2005 года во Франции был представлен самый большой в мире коммерческий самолёт Airbus A380
Airbus A380 — крупнейший авиалайнер в мире. Его высота составляет 24 метра, длина — 73 метра, а размах крыла равен 79 метрам. Разработка самолёта началась ещё в 1990-х, когда французский Airbus решил потеснить американский Boeing, господствующий в те времена в сегменте массовых перевозок. Стоимость программы составила порядка 12 миллиардов евро. Новый самолёт был сконструирован так, чтобы вмещать до 853 пассажиров (при 625 для Boeing 747) в одноклассовой конфигурации. Несмотря на внушительные размеры, Airbus является самым экономичным среди больших лайнеров, так как расходует всего лишь 3 литра топлива на одного пассажира на 100 км пути и при этом способен совершать беспосадочные перелёты на расстояние до 15400 км.
По многим характеристикам Airbus превосходит своего американского конкурента, однако спрос на эти самолёты оказался очень низким. Разработчики позиционировали лайнер как самолёт для массовых перевозок, стремясь увеличить его вместимость, в то время как авиакомпании рассматривали его как авиалайнер класса люкс. Это привело к тому, что к концу сентября 2018 года было произведено и продано лишь 239 единиц по цене ниже себестоимости, а ещё 51 единица — заказана. Таким образом, Airbus даже не пытался окупить издержки на разработку лайнера, а так как существующие заказы не могли гарантировать фирме постоянного спроса, то в феврале 2019 года было принято решение о закрытии производства с 2021 года.
С экономической точки зрения компания Airbus поступила верно, беспокоясь только о будущей прибыли и игнорируя расходы, которые уже пришлось понести. Такие издержки обычно называют невозвратными, так как вне зависимости от будущих решений они не могут быть изменены. Однако большинство потребителей поступают нерационально и не пренебрегают такими издержками, так как величина понесённых затрат мотивирует их в большей степени, чем величина удовольствия. Например, купив билет в кино, человек осознал, что фильм ему не нравится и время, потраченное на его просмотр, можно провести более интересными способами. Но лишь единицы проигнорируют уже совершенную покупку: большинство предпочтут отсидеть скучное кино до конца, вспоминая о том, что они понесли расходы. Оказавшись в такой ситуации, стоит вспомнить, что деньги, потраченные на бесполезную покупку, не должны иметь никакого отношения к вашему следующему решению о потреблении, хотя, к сожалению, многим трудно придерживаться этой рекомендации.
Станислав Зотов, экспертРуководитель отдела финансового анализа в финтех-компании VR_Bank, координатор школьных проектов экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.Говорят, плох тот проект, который не был вовремя закрыт. Умение зафиксировать убытки — важнейший навык для финансово грамотного человека. Надежда на то, что ситуация вот-вот исправится, часто приводит только к бесконтрольному увеличению потерь, вплоть до полного разорения. А Airbus — молодцы; будьте как Airbus.