К содержимому
Темы события:
В XVII ВЕКЕ ЧАСТНЫЙ ТРАНСПОРТ БЫЛ ДОСТАТОЧНО ДОРОГИМ, ПОЗВОЛИТЬ ЕГО СЕБЕ МОГ ДАЛЕКО НЕ КАЖДЫЙ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ГОРОДА РАЗРАСТАЛИСЬ, ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО НИМ ПЕШКОМ СТАНОВИЛОСЬ ВСЁ СЛОЖНЕЕ. ПЕРВЫМ К РЕШЕНИЮ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ ПРИШЁЛ БЛЕЗ ПАСКАЛЬ, ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕМАТИК, ФИЗИК, ЛИТЕРАТОР, ЭКОНОМИСТ.
В XVII ВЕКЕ ЧАСТНЫЙ ТРАНСПОРТ БЫЛ ДОСТАТОЧНО ДОРОГИМ, ПОЗВОЛИТЬ ЕГО СЕБЕ МОГ ДАЛЕКО НЕ КАЖДЫЙ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ГОРОДА РАЗРАСТАЛИСЬ, ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО НИМ ПЕШКОМ СТАНОВИЛОСЬ ВСЁ СЛОЖНЕЕ. ПЕРВЫМ К РЕШЕНИЮ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ ПРИШЁЛ БЛЕЗ ПАСКАЛЬ, ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕМАТИК, ФИЗИК, ЛИТЕРАТОР, ЭКОНОМИСТ.

От идеи…

В наше время очень сложно представить жизнь без общественного транспорта. Но хотя фактически общественный транспорт существовал уже в Древнем Риме, официально он появился лишь в 1662 году в Париже.

В XVII веке частный транспорт был достаточно дорогим, позволить его себе мог далеко не каждый. Тем не менее, города разрастались, передвигаться по ним пешком становилось всё сложнее. Первым к решению этой проблемы пришёл Блез Паскаль, французский математик, физик, литератор, экономист. Он получил у короля Людовика XIV разрешение организовать систему общественного транспорта. Паскаль предложил использовать кареты, следовавшие по пяти определённым маршрутам. Ему принадлежит чертёж и конструкция таких карет, а также финансовые подсчёты.

… до реализации

Общественные кареты не меняли маршрут и шли по расписанию. Каждый пассажир платил только за своё место. Стоил проезд всего 5 су (для сравнения: хлеб в то время стоил 2-3 су, цыплёнок — 15 су, а фунт масла — 5-8 су). Таким образом, на каретах стали ездить не только люди знатных сословий, но и простые горожане: солдаты, пажи, лакеи и многие другие. Не слишком богатых представителей из буржуа не устраивало то, что они были вынуждены ездить бок о бок с людьми из низших слоёв общества. Под их напором пришлось запретить простым горожанам пользоваться каретами. Этот запрет вызвал резкое недовольство среди населения: стали происходить нападения. Их жёстко пресекали, но это не помогло основанной Паскалем системе просуществовать дольше. Кареты лишились основной массы пассажиров — простых горожан, превосходивших буржуазию по численности. Доход от общественного транспорта снизился. Попытки поднять цену ни к чему не привели, и к 1677 году кареты пришлось упразднить.

Только через много лет мы сможем наблюдать возвращение общественного транспорта. В 1826 году Станислав Бодри в Нанте создал омнибусное сообщение. Он запустил омнибусы (от лат. omnibus - «для всех») — многоместные кареты, чтобы горожане могли с лёгкостью добраться до основанной им бани. Но вскоре Бодри заметил, что многие люди сходят с омнибуса, не доезжая до бань. Тогда он сообразил, что транспортное средство само по себе имеет гораздо большую ценность, чем бани (они никого не заинтересовали, и Бодри их без сожаления их закрыл). Омнибусы стали перевозить пассажиров по всему городу. С этого момента система общественного транспорта начала развиваться с невероятной скоростью. Уже в 1832 году те же омнибусы появились в Лионе и Бордо.

Общественные кареты не меняли маршрут и шли по расписанию. Каждый пассажир платил только за своё место. Стоил проезд всего 5 су (для сравнения: хлеб в то время стоил 2–3 су, цыплёнок — 15 су, а фунт масла — 5–8 су).

Общественные кареты не меняли маршрут и шли по расписанию. Каждый пассажир платил только за своё место. Стоил проезд всего 5 су (для сравнения: хлеб в то время стоил 2–3 су, цыплёнок — 15 су, а фунт масла — 5–8 су).

А что сейчас?

Сейчас метро, автобусы, трамваи и электрички — это неотъемлемая часть жизни любого человека. Пользоваться ими часто выгоднее, чем покупать собственную машину. Помимо того, что общественный транспорт может быть быстрее и пунктуальнее личного, цена проезда на нём доступна любому человеку практически вне зависимости от уровня его доходов. Благодаря транспортной системе нет нужды покупать личный автомобиль, тратить деньги на бензин или зимние шины. Общественный транспорт полезен не только населению. Эта услуга также приносит доход государству.

Расходы на транспорт есть в списке трат каждого. Их можно и нужно планировать заранее: существуют специальные тарифы, скидки для учащихся, пенсионеров и многодетных семей, проездные на несколько поездок или определённый период (на неделю, месяц или год).

О том, какие ещё бывают виды расходов, читайте тут.

Виктория Хохрякова, экспертВиктория Хохрякова, эксперт
Главный тренер по подготовке сборной Москвы по экономике к Всероссийской олимпиаде школьников, руководитель школьной сборной на II Международной олимпиаде по экономике, специалист по учебно-методической работе экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Общественный транспорт — важный элемент социальной инфраструктуры. Принимая такие важные решения, как покупка квартиры или загородного дома, покупка личного автомобиля и выбор места работы или учебы, необходимо учитывать степень развития социальных объектов в том или ином городе или районе. Наличие рядом с квартирой остановок общественного транспорта повысит ее привлекательность как объекта на рынке недвижимости, а также поможет вам сэкономить средства на дорогу до работы или учебы.

Предшествующее
событие
Следующее
событие