Откуда это пошло?
История создания Tropico – пример того, куда может завести разработчиков огромное количество оригинальных идей, ведь по ходу разработки игра преобразилась из симулятора железной дороги в одну из легендарнейших экономических стратегий. Tropico положила начало целой серии симуляторов управления государством, которые горячо любимы игроками за свой неповторимый юмор и сатиру над современным обществом, а также комплексный игровой процесс.
Интересен тот факт, что здесь впервые была применена система непрямого контроля над персонажами, то есть вы не могли просто кликнуть мышкой на юнита и отдать ему приказ, необходимо было стимулировать его идти на работу, контролируя различные параметры, вроде счастья или голода. Это был большой прорыв в жанре, добавивший реализма в и без того сложную симуляцию.
Как смоделировать государство?
Tropico, как и многие современные стратегии, является лишь вершиной айсберга попыток человечества понять политику.
Идея комплексного анализа отдельных стран встречалась ещё несколько тысячелетий назад в китайском трактате «Гуань-цзы», к примеру, однако реализовать её на сколь бы то ни было достойном уровне человечеству удалось только в XX веке с развитием математики, экономики и технологий, способных обрабатывать большие объёмы данных.
Одну из первых попыток в этом нелёгком деле в 1972 году предприняли члены знаменитого «Римского клуба» (международная общественная организация, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты) во главе с Д. Медоузом с докладом «Пределы роста», в котором была разработана базовая модель роста человеческой популяции и исчерпания природных ресурсов под названием World3. На базе модели Медоуз разработал игру Stratagem, где игроки в роли министров должны были привести своё государство к устойчивому развитию, которое предполагает эффективное использование ресурсов с минимальным вредом для экологии. В неё при желании можно сыграть и сейчас, проверив свои управленческие навыки.
С тех пор многие науки, включая экологию, экономику и социологию, достаточно далеко продвинулись в изучении влияния культурных, географических, экологических и прочих факторов на наше общество. World3, к примеру, была доработана, но, как показывают данные, даже самая первая её версия смогла довольно точно предсказать положение дел в мире за 30 лет, что говорит о значительных подвижках в понимании нашего влияния на мир и самих себя. Однако нет предела совершенству, ведь до сих пор разрабатываются более точные и комплексные модели.