К содержимому
Темы события:
Проект, созданный для помощи другим стартапам, сам сразу же стал лауреатом премии «Стартап года»
Проект, созданный для помощи другим стартапам, сам сразу же стал лауреатом премии «Стартап года»

Порой новое – это лишь современная форма самого обычного. Так и с модным понятием «краудфандинг» – «народное финансирование», если дословно. Если же доносить смысл более привычным языком, то хорошо подойдет выражение «с миру по нитке». А этот принцип стар как мир: на пожертвования или «по подписке», как это раньше называлось, строили церкви, благоустраивали территорию, помогали потерпевшим стихийных бедствий. Такого рода сборы средств работают и сейчас.

Краудфандинг отличается тем, что позволяет организованно собирать деньги на конкретные бизнес-идеи через интернет. Первыми такой принцип начали использовать в индустрии музыки и кино: деньги на новые творческие проекты собирали через специальные сайты с добровольной помощью фанатов, которым не терпелось услышать новый альбом или увидеть фильм.

Самая успешная российская краудфандинговая платформа Boomstarter запустилась 21 августа 2012 года. Этот проект, созданный для помощи другим стартапам, сам сразу же стал лауреатом премии «Стартап года». Чтобы собрать деньги на реализацию своей идеи, нужно выложить на сайте описание проекта и указать минимальную необходимую сумму. Если идея интересна и полезна, а нужная сумма грамотно обоснована, в короткие сроки можно собрать даже больше, чем нужно. Например, кампания по созданию настольной игры от знаменитого паблика «Страдающее средневековье» за 2 недели собрала больше 4 миллионов рублей, при том что рассчитывала всего на 110 000 рублей.

В основном за счет краудфандинга финансируются творческие проекты: съемки фильмов, издания книг, создание компьютерных игр, запись музыки. Впрочем, поддержку находят самые разные идеи: пасека в крошечном селе Малый Турыш, мобильный гид по Казанскому собору и даже космический спутник.

Речь идет не о благотворительности, а скорее о торговле в оригинальной форме: донор получает уникальные подарки или преимущества, а иногда просто что-то милое в качестве благодарности – подписанную автором книгу, присутствие на съемках фильма, галстук-бабочку ручной работы от основательницы проекта и т.д.

Конечно, далеко не всем стартапам удается собрать столько, сколько они планируют. И все же для многих краудфандинг — более удобный способ привлечения финансирования, чем те же банки. Ведь он основан на искреннем интересе людей к проекту, готовности стать его частью. Для авторов это способ рассказать о своей идее, получить отзывы и первых клиентов, а для доноров – источник свежих идей и уникальных вещей.

Почему краудфандинг в России отличается от него же в США, рассуждают тут.

Станислав Зотов, экспертСтанислав Зотов, эксперт
Руководитель отдела финансового анализа в финтех-компании VR_Bank, координатор школьных проектов экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Предположим, у вас есть классная идея и даже прототип. Всё работает, но масштабирование производства требует больших вложений. Или вы хотите выпустить что-то творческое, но только если наберётся достаточное количество покупателей: например, памятную книгу или музыкальный альбом. В этих случаях краудфандинговая площадка — лучшее решение. Оно позволит не только собрать деньги, но и в целом оценить реакцию рынка на ваше предложение. Это гораздо дешевле, чем хорошее маркетинговое исследование или «разведка боем», для которой нужно брать кредиты.

Предшествующее
событие
Следующее
событие