К содержимому
Темы события:
Activision – крупный издатель и разработчик игр, который сейчас известен в мире в первую очередь благодаря своей серии игр Call of Duty.
Activision — крупный издатель и разработчик игр, который сейчас известен в мире в первую очередь благодаря своей серии игр Call of Duty.

Activision (с недавних пор Activision-Blizzard) – крупный издатель и разработчик игр, который сейчас известен в мире в первую очередь благодаря своей серии игр Call of Duty.

Но началось всё с пасхалки…

В свои ранние годы игровая индустрия была очень недружелюбна к разработчикам, и, к примеру, в самой крупной тогда, в 1970-е, компании Atari имена разработчиков даже не печатались на картриджах с игрой, а их труд оплачивался фиксированным платежом, не зависящим от успеха игры. Это привело к концу десятилетия к своеобразному бунту, символом которого стало первое «пасхальное яйцо» (секретный предмет или фрагмент игры, который игрокам сложно отыскать) в игре Adventure. Сюрпризом, ожидавшим пытливых игроков, было имя автора игры как выражение протеста против анонимизации творцов. Этот бунт вылился ещё и в то, что из Atari и ряда других фирм начали массово уходить разработчики и основывать свои собственные студии и команды. Одной из таких беглянок и стала Activision.

Чему можно поучиться?

Пример Atari показывает, что важно создавать правильные стимулы для работников, чтобы поддерживать их эффективность и вовлечённость на должном уровне. На словах это звучит логично, но на практике даже современная экономическая теория контрактов не способна в полной мере предоставить ответ на простой вопрос «как и сколько платить, чтобы работа была выполнена хорошо?»

Существует, к примеру, группа моделей, направленных на решение проблемы «principal-agent», которая заключается в том, что работник, нанятый по фиксированной ставке заработной платы, может вне зависимости от действий нанимателя выбирать уровень усилий, определяющий его производительность. И при фиксированной оплате, разумеется, работнику выгодно прилагать наименьшие из возможных усилий, так как ему будут платить в любом случае, главное, чтобы не уволили.

Теория выдвигает ряд решений этой проблемы, большая часть из которых сводится к плавающей зарплате, которая каким-то образом зависит от производительности работника или от его предрасположенности к отлыниванию. В общем-то вот он, ответ, однако в большинстве случаев контроль за усилиями и эффективностью очень сложно осуществлять, ведь вы же не можете поставить на каждом рабочем месте по видеокамере и сутками просматривать с них записи, выискивая нарушения.

Ко всему прочему, во многих профессиях эффективность вообще не измерима: к примеру, вы не можете сказать, насколько хорошо старается актёр, или художник, или главный директор компании, который может разорить компанию, загружая аналитический отдел миллиардом важных отчетов, или заработать сотни миллионов, сыграв в гольф с правильными людьми.

Как итог, данный вопрос справедливой платы за труд остаётся открытым, ведь на рынке всё ещё господствует почасовая и помесячная оплата труда, а экономисты ломают голову в попытках найти лекарство от людской лени.

Как выбрать работодателя, читайте здесь

Станислав Зотов, экспертСтанислав Зотов, эксперт
Руководитель отдела финансового анализа в финтех-компании VR_Bank, координатор школьных проектов экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

При устройстве на работу часто оговаривается, что работа оплачивается по принципу «оклад + премия». Если это так, узнайте подробнее — от чего будет зависеть премия. Она может быть как результатом вашей индивидуальной работы, так и зависеть от показателей компании в целом. И чем меньше она зависит от личных усилий работника, тем меньше она должна влиять на общий уровень дохода.

Предшествующее
событие
Следующее
событие