К содержимому
Темы события:
Амос Натан Тверски – психолог, занимавшийся развитием когнитивной психологии
Амос Натан Тверски — психолог, занимавшийся развитием когнитивной психологии

Биографическая справка

Амос Натан Тверски (16 марта 1937 – 2 июня 1996) – психолог, активно занимавшийся развитием когнитивной психологии. В молодости служил в десантных войсках (получил звание капитана); бакалавриат закончил в Израиле, продолжил учебу в США, а затем работал в Стэнфордском университете. Долгое время Амос Тверски и Даниэль Канеман работали над интеграцией психологии в экономическую теорию для объяснения иррационального поведения людей, совместно заложили основы поведенческой экономики. Когда в 2002 г. Канеман получил Нобелевскую премию за исследования в области принятия решений и механизмов альтернативных рынков, он отмечал и на речи в комитете, и в многочисленных интервью, что это совместный приз, который он не смог бы получить без вклада Тверски в исследования.

Поведенческая экономика

Тверски обращал особое внимание на то, как совершается принятие решения в условиях неопределенности информации. В частности, одно из изысканий его работ заключается в том, что в азартной игре, имея разный набор альтернатив или не имея его вообще, человек будет принимать разные решения. Например, если вам предлагается две игры, вы будете с большей вероятностью выбирать ту, где легче предсказать варианты событий, и ставить там больше. Если же предложить каждую игру по отдельности (без выбора в какую играть) ставки в них будут сделаны примерно одни и те же.

Вклад в изучение общественного сознания

Если посмотреть на биографию Тверски в целом, то можно обнаружить, что важны не только его научные работы, но и его военная служба. Получив образование в области психологии, ученый в роли военного психолога участвовал в 1973 г. в четвертой арабо-израильской войне. Но его научный вклад более ощутим. Ярким примером того, как исследования Тверски повлияли на нашу жизнь, может быть одна из его работ, выполненная совместно с Даниэлем Канеманом.

В этой работе учёные описали эффект якоря. Суть его в том, что на нашу оценку вещей при ограничении информации и времени сильное влияние оказывает зафиксированная точка. Предположим, вы находитесь в ситуации, когда вам надо что-то оценить, но вы не очень многое знаете о предмете оценки. Время на поиск дополнительной информации тоже очень ограничено. И тут вы заметили какую-то цифру – абсолютно любую (хоть номер дома, хоть дату концерта). Случай, вроде бы ничего общего с предметом вашего решения не имеющий, однако, именно из-за него вы дадите оценку, которая с высокой вероятностью будет близка к этой случайной цифре. Данный парадокс чаще всего используется продавцами для стимулирования продаж и в переговорах для повышения цены заказа.

Прочитайте также оригинальное исследование Д. Канемана и А. Тверски здесь

Надежда Галкина, экспертНадежда Галкина, эксперт
Преподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, директор по довузовскому образованию экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Работала управляющим директором службы анализа розничных рынков Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банка ВТБ.

Понимать мотивы своего поведения и поведения окружающих очень важно для принятия взвешенных решений. Особенно это касается финансовой сферы. Здесь продавцы идут на любые усилия, чтобы привлечь клиента: пользуются определенным цветовыми схемами, создают условия неполноты информации и стрессовых принятий решений.

Предшествующее
событие
Следующее
событие