К содержимому
Темы события:
Амос Натан Тверски – психолог, занимавшийся развитием когнитивной психологии
Амос Натан Тверски — психолог, занимавшийся развитием когнитивной психологии

Биографическая справка

Амос Натан Тверски (16 марта 1937 – 2 июня 1996) – психолог, занимавшийся развитием когнитивной психологии. Служил в десантных войсках (звание капитан), бакалавриат закончил в Израиле и продолжил учебу в США, работал в Стэнфордском университете. Долгое время Амос Тверски и Даниэль Канеман работали над интеграцией психологии в экономическую теорию для объяснения иррационального поведения людей, совместно заложили основы поведенческой экономики. Когда в 2002 г. Канеман получил Нобелевскую премию за исследования в области принятия решений и механизмов альтернативных рынков, он отмечал и на речи в комитете, и в многочисленных интервью, что это совместный приз, который он не смог бы получить без вклада Тверски в исследования.

Поведенческая экономика

Тверски обращал особое внимание на то, как совершается принятие решения в условиях неопределенности информации. В частности, одно из изысканий его работ заключается в том, что в азартной игре, имея разный набор альтернатив или не имея его вообще, человек будет принимать разные решения. Например, если вам предлагается две игры, вы будете с большей вероятностью выбирать ту, где легче предсказать варианты событий, и ставить там больше. Если же предложить каждую игру по отдельности (без выбора в какую играть) ставки в них будут сделаны примерно одни и те же.

Вклад в изучение общественного сознания

Если посмотреть на биографию Тверски в целом, то можно обнаружить, что важны не только его научные работы, но и его военная служба. Получив образование в области психологии, ученый в роли военного психолога участвовал в 1973 г. в четвертой арабо-израильской войне. Но его научный вклад более ощутим. Ярким примером того, как исследования Тверски повлияли на нашу жизнь, может быть одна из его работ, выполненная совместно с Даниэлем Канеманом.

В этой работе учёные описали эффект якоря. Суть его в том, что на нашу оценку вещей при ограничении информации и времени сильное влияние оказывает зафиксированная точка. Предположим, вы находитесь в ситуации, когда вам надо что-то оценить, но вы не очень многое знаете о предмете оценки. Время на поиск дополнительной информации тоже очень ограничено. И тут вы зацепили какую-то цифру, абсолютно любую, хоть номер дома, хоть дату концерта. Случай, вроде ничего общего к вашему решению не имеет, однако из-за него вы дадите оценку, которая с высокой вероятностью будет близка к этой случайной цифре. Данный парадокс чаще всего используется продавцами для стимулирования продаж и в переговорах для повышения цены заказа.

Прочитайте также оригинальное исследование Д. Канемана и А. Тверски здесь

Надежда Галкина, экспертНадежда Галкина, эксперт

Понимать мотивы своего поведения и поведения окружающих очень важно для принятия взвешенных решений. Особенно это касается финансовой сферы. Здесь продавцы идут на любые усилия, чтобы привлечь клиента: пользуются определенным цветовыми схемами, создают условия неполноты информации и стрессовых принятий решений.

Предшествующее
событие
Следующее
событие