Личные финансы
Первое использование штрихкода
26 июня 1974 — первый товар отсканирован при помощи штрихкода в супермаркете Марш в городе Трой штата Огайо
Штриховой код – последовательность черных и белых полос, в которых закодирована информация об изделии, — один из главных революционеров в истории торговли. Глобальный же смысл повсеместного внедрения штрихкодов заключается в следующем: они связали физические объекты с миром цифровых данных при помощи единого, легко воспроизводимого и универсального языка.
Мир изменился в 8:01 утра 26 июня 1974 года в супермаркете торговой сети Marsh городка Трой, штат Огайо, когда специальный сканер считал цену с упаковки жевательной резинки Wrigley’s Juicy Fruit.
Новая технология помогла магазинам значительно повысить эффективность работы, упростить трудоемкий учет товаров и снизить цены. Ассортимент товаров постепенно стал расширяться, штрихкоды облегчали ведение более диверсифицированного бизнеса. Считается, что именно они помогли компании Walmart стать главной торговой сетью планеты. В 1988 году она одной из первых установила новую технологию в своих продовольственных магазинах и не прогадала, хотя и потратила огромные деньги.
Мир изменился в 8:01 утра 26 июня 1974 года в супермаркете торговой сети Marsh городка Трой, штат Огайо
С момента первого считанного штрихкода технология не стояла на месте. Пару десятилетий назад на смену обычному двузначному цифровому коду, состоящему из 0 и 1, пришла ДНК. Молекулярные штрихкоды образованы комбинациями уникальных цепочек ДНК. Популярность нового поколения штрихкодов стремительно растет, равно как и сфера применения.
Биологи, например, используют их для классификации и идентификации животных. Один из самых масштабных проектов в этой области предполагает составление генетического каталога всех животных на планете. ДНК-штрихкоды должны существенно упростить процесс, поскольку даже крошечного объема биологической ткани достаточно для точной идентификации ее владельца.
ДНК-штрихкоды позволяют идентифицировать не только изделия и животных, но и людей. В Великобритании такие штрихкоды на деньгах одной компании, занимающейся их транспортировкой, за десять лет помогли раскрыть более 200 ограблений. Сегодня при помощи ДНК-штрихкодов ловят и других преступников, в частности мошенников, подделывающих популярные бренды.
Первое поколение штрих-кодов, в свое время серьезно изменившее ритейл, сегодня оказывается не в состоянии удовлетворить все запросы потребителей и производителей в отношении информации.
Так, покупатели не получают сведений об аллергенах, составе и происхождении продукта. Подобная информация печатается на упаковке, но сейчас все больше потребителей хотят получать ее онлайн или через приложение для смартфона, например, считающее калорийность продуктов. Продавцов же может интересовать номер партии товара или конечная дата его реализации. Им нужны данные, которые можно просканировать для быстрого поиска бракованного товара или товара, у которого заканчивается срок годности.
Глобальная ассоциация GS1 разработала двухслойный штрих-код, или дата-код, который может содержать дополнительные данные (срок годности, количество, номер партии и др.). Некоторые ритейлеры уже используют эту технологию. Другие дополняют штрих-код QR-кодом – квадратом десятков точек, который можно просканировать камерой смартфона. Однако большинство сканеров в магазинах пока не могут считывать такой код. Еще один способ маркировки — радиочастотные метки, RFID, которые уже широко применяются в торговле одеждой, аксессуарами и бытовой техникой.
В России обсуждается введение единого идентификационного кода для маркировки пищевых товаров. Предполагается, что его выдает государство, а у покупателей появляется интернет-доступ к информации о качестве, легальности и безопасности продукта.
Полоски мирового масштаба – статья.
Как смартфоны помогут ритейлерам – статья.
DNA barcoding, видео о ДНК-штрихкодировании, англ., – Youtube.
Станислав Зотов, экспертРуководитель отдела финансового анализа в финтех-компании VR_Bank, координатор школьных проектов экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.Самое простое применение штрихкода для обычного покупателя — это возможность быстро отличить импортный товар от локального. Первые три цифры в стандартном 13-значном штрихкоде — это страна-производитель. Попробуйте запомнить самые популярные у нас: [460–469] — Россия, [690–699] — Китай.