К содержимому
Темы события:
Однажды ажиотаж достиг такой степени, что продавцы просто не могли его удовлетворить. Тогда стали совершаться покупки не просто цветов или луковиц, а обещаний покупки и продажи луковиц.
Однажды ажиотаж достиг такой степени, что продавцы просто не могли его удовлетворить. Тогда стали совершаться покупки не просто цветов или луковиц, а обещаний покупки и продажи луковиц.

История тюльпаномании

Тюльпаны появились в Европе в 1550-60-х годах: они прибыли вместе с послом Австрии из Османской Империи. Со временем цветы распространились по Европе и, в частности, в Голландии. Этот цветок поразил своей красотой многих. Более того, из-за трагичного стечения обстоятельств (вирусное заболевание растений) тюльпаны, вырастая из луковицы, постоянно меняли форму и цвет. Однако для садоводов это была хорошая возможность для получения новых сортов. Интерес к цветам рос, ими стала интересоваться не только аристократия.

Со временем цветы дорожали. В какой-то момент спрос на них настолько вырос, что некоторые были готовы продавать дома ради покупки тюльпанов в надежде на последующее обогащение. Ажиотаж достиг такой степени, что продавцы просто не могли его удовлетворить. Тогда стали совершаться покупки не просто цветов или луковиц, а обещаний покупки и продажи луковиц. Такие сделки экономисты называют фьючерсными. Фьючерс – это договорённость между покупателем и продавцом о том, что по определенной сейчас цене покупатель купит товар у продавца через несколько дней, недель, месяцев. Именно такие фьючерсы стали точкой невозврата – спекуляция ценными бумагами, их дальнейшая перепродажа ещё больше взвинчивали цены.

Точного описания всех сделок и всей истории тюльпанной лихорадки в её начале и середине нет. Поэтому некоторые аспекты до сих пор вызывают споры и строятся на догадках, кроме самих событий краха, который зафиксировали разные источники. После получения известий о результатах битвы при Виттштоке, в котором Голландия проиграла, дворяне стали избавляться от дорогих сортов тюльпанов, чем увеличили предложение и сделали луковицы более доступными. Но это не снизило желание остальных участников приобрести дорогие цветы, и даже подстегнуло спрос. Цены росли постепенно не только на дорогие сорта, но и на дешевые. Доверительные отношения и спокойствие на рынке фьючерсных контрактов подогревали торги спекулянтов, из-за чего цены на бумаги порой были в несколько раз дороже самих луковиц. В итоге 3 февраля 1637 года луковицы резко упали в цене, так как не было новых покупателей, желающих приобрести тюльпаны дороже. Тогда все участники рынка стали избавляться от расписок-фьючерсов: случился крах тюльпановой пирамиды.

Однако тюльпанная лихорадка не сильно повлияла на благосостояние страны в целом. Чем же оно было обеспечено? Прежде всего, экономическим и социальным развитием.

Однако тюльпанная лихорадка не сильно повлияла на благосостояние страны в целом. Чем же оно было обеспечено? Прежде всего, экономическим и социальным развитием.

Последствия тюльпаномании

Тюльпанная лихорадка повлияла и на Нидерланды, и на экономическую науку. В страну она привнесла кризис доверия, долгие годы преследования должников кредиторами и крах торговли тюльпанами. Однако тюльпанная лихорадка не сильно повлияла на благосостояние страны в целом. Чем же оно было обеспечено? Прежде всего, экономическим и социальным развитием. Одна из первых бирж в Европе появилась именно в Нидерландах. Экономика страны базировалась на финансовом рынке, промышленности и мореходстве. Большинство кораблей строилось здесь, у Голландии были свои колонии, даже некоторые пираты были родом из этой страны. В Нидерландах начался золотой век искусства, подаривший миру Рембрандта, Яна Вермеера и многих других художников.

Что же касается экономической науки, то тюльпанная лихорадка дала много пищи для размышлений и поводов для исследований ценообразования и принципов работы финансовых инструментов. Можно сказать, что крах тюльпановой пирамиды стал своего рода первым финансовым кризисом в мире – и точно первым задокументированным случаем лопнувшего биржевого «пузыря», разорившим многих незадачливых инвесторов.

Дмитрий Лепетиков, экспертДмитрий Лепетиков, эксперт
Кандидат экономических наук, начальник Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банк ВТБ. Имеет 20-летний опыт преподавания экономических и математических дисциплин школьникам и студентам.

Этот исторический пример показывает, что к любому резкому росту стоимости активов, реальных или финансовых, надо относиться осторожно. Как правило, за таким ростом рано или поздно последует падение. Вкладываться в быстро растущие активы можно, но только соблюдая простые правила. Во-первых, рисковать следует только небольшой частью своего капитала, потеря которой не станет критической. Во-вторых, нужно установить себе разумный ориентир по прибыльности, а достигнув его, стоит начать постепенную продажу этого актива, пусть даже его стоимость и продолжает расти. Тогда и ваш капитал увеличится, и на цветы для любимых средства точно найдутся.

Предшествующее
событие
Следующее
событие