История
Крупнейшее в истории IPO
В результате своего IPO, состоявшегося 18 августа 2014 года, компания Alibaba привлекла 21 миллиард долларов, в последующие дни сумма увеличилась до 25
Как известно, главная форма организации крупных предприятий в наши дни – акционерные общества (АО). Они бывают публичными или не публичными (они же – открытые и закрытые). При этом практически все они начинают своё существование в качестве не публичных, а переход в новый статус – важнейшее событие в истории любой корпорации. Первоначальное публичное предложение (по-английски – Initial Public Offering, IPO) позволяет всем желающим купить акции фирмы. В результате инвесторы получают долю во владении фирмой, а сама компания – новые вложения, которые может использовать для развития, а также более весомый статус: в XX-XXI веках непубличным компаниям вести глобальный бизнес практически невозможно. Впрочем, с большим статусом приходит и большая ответственность: финансовая отчётность публичных фирм должна быть доступна всем потенциальным инвесторам, то есть в данном случае – вообще всем людям.
Компания Alibaba была основана в 1999 году группой в китайском городе Ханчжоу. Впрочем, место основания уже тогда не было столь важно, поскольку компания с самого начала создавалась для торговли через интернет: первоначально как платформа для сделок между китайскими производителями товаров и как китайскими, так и иностранными экспортёрами, которые готовы были продавать продукцию за рубежом. Следующие 20 лет компания стремительно развивалась, став уже к началу 2010-х крупнейшей торговой компанией Китая, объединяющей множество торговых платформ. Среди них и широко известный в России Aliexpress. Кроме того, Alibaba group имеет множество вложений в самый разный инновационный бизнес и разработала платёжную систему Alipay, представляющую, пожалуй, наиболее серьёзную угрозу традиционным платёжным системам, выпускающим банковские карты.
IPO компании Alibaba на Нью-Йоркской бирже в 2014 году принесло компании почти 22 миллиарда долларов нового финансирования (больше чем приносили IPO Google и Facebook вместе взятые) и стало крупнейшим в истории. Это событие имело много интересных последствий: во-первых, оно подтвердило реальную рыночную ценность компании, сделав богачами всех крупных инвесторов. Так, интернет-конгломерат Yahoo, вложившийся в компанию ещё на ранних стадиях, таким образом заработал почти 10 миллиардов долларов и только благодаря доле в Alibaba продолжал благополучное существование спустя много лет после того, как его основной бизнес прекратил приносить реальный доход. А во-вторых, то, что крупнейшее IPO в Нью-Йорке провела китайская компания, символически означало переход к новой экономической реальности, когда Китай действительно близок к тому, чтобы стать не только самой быстрорастущей, но и просто самой большой экономикой в мире.
Детали про IPO читайте тут
Надежда Галкина, экспертПреподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, директор по довузовскому образованию экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Работала управляющим директором службы анализа розничных рынков Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банка ВТБ.Вложение денег в публичные китайские компании может показаться вам прибыльной идеей. Тем не менее, инвестиции в экономику этой страны снижаются второй год подряд: в 2018 на 10%, в 2017 — на 18,3%. Одна из причин — ухудшение отношений Китая с Западом, включая США и Европейский союз. Другая — риск национализации предприятий со стороны китайского правительства.