К содержимому
Темы события:
Главным проектом «Company of Scotland» стало основание колонии в Дарьене – юго-западной части панамского перешейка, к югу от нынешнего панамского канала. Но в XVII веке канала, конечно же, ещё не было, и план компании состоял как раз в том, чтобы создать его прототип.
Главным проектом «Company of Scotland» стало основание колонии в Дарьене — юго-западной части панамского перешейка, к югу от нынешнего панамского канала. Но в XVII веке канала, конечно же, ещё не было, и план компании состоял как раз в том, чтобы создать его прототип.

Суда уходят в плавание к далёким берегам

XVII век – время господства торговых компаний. В начале века Голландская Ост-Индская компания стала первым акционерным обществом и основателем бизнес-модели обширной монополизированной торговли с дальними странами с использованием военизированных торговых представительств в этих самых странах.

К 1690-м годам лидером был уже её английский конкурент. Впрочем, похожие предприятия создавались и во многих других странах, даже в России (читайте о российско-американской компании в заметке 8 июля).

Шотландия в XVII веке переживала тяжёлые времена: после гражданской войны в Англии победившие республиканцы фактически вынудили Шотландию подчиниться военным путём. Но и после реставрации монархии английский король (он же – шотландский король) уделял стране мало внимания. Неурожайные и, как следствие, голодные годы в конце 1680-х и начале 90-х только усугубляли положение, поэтому в «Company of Scotland» видели едва ли не единственную надежду на спасение национальной экономики.

Новый Эдинбург

Главным проектом новой компании стало основание колонии в Дарьене – юго-западной части панамского перешейка, к югу от нынешнего панамского канала. Но в XVII веке канала, конечно же, ещё не было, и план компании состоял как раз в том, чтобы создать его прототип. Предполагалось, что, захватив контроль над частью перешейка, компания будет осуществлять переправу грузов с одной стороны на другую и брать за это большую комиссию. Такая идея была в целом разумна: уже тогда товарный поток между Тихим и Атлантическим океанами был довольно большим, но, чтобы попасть из одного океана в другой, приходилось либо преодолевать длинный и извилистый Магелланов пролив, либо огибать мыс Горн, известный своими бурями. Другими словами, риск был очень высок.

Но доверие к планам компании было достаточно высоким благодаря тому, что главным организатором предприятия был видный финансист Уильям Патерсон – один из основателей банка Англии.

При этом планы лёгкого освоения территории основывались на непроверенных данных о плодородности земли и дружелюбности местных жителей и совершенно не учитывали сопротивления испанцев, чьей колонией была Панама. Так что когда в ноябре 1698 первые колонисты, ожидавшие обнаружить едва ли не рай на земле, прибыли на место, их ждало разочарование. Во-первых, оказалось, что земля хоть и плодородна, но полностью покрыта джунглями, а местные жители не спешат вступать в торговые отношения. Во-вторых, английские колонии в Карибском море отказывались торговать с шотландцами: король ввёл такой запрет для защиты интересов английской Ост-Индской компании. В-третьих, весной 1699 года вместе с сезоном дождей в лагерь колонистов пришли и тропические болезни, которые усугублялись тем, что из-за чрезмерного оптимизма поселенцы почти не взяли с собой еды и теперь приходилось голодать.

Когда в ноябре 1698 г. первые колонисты, ожидавшие обнаружить едва ли не рай на земле, прибыли на место, их ждало разочарование. Оказалось, что земля хоть и плодородна, но полностью покрыта джунглями, а местные жители не спешат вступать в торговые отношения.

Когда в ноябре 1698 г. первые колонисты, ожидавшие обнаружить едва ли не рай на земле, прибыли на место, их ждало разочарование. Оказалось, что земля хоть и плодородна, но полностью покрыта джунглями, а местные жители не спешат вступать в торговые отношения.

Возвращение домой

Несмотря на все эти тяготы, благодаря второй группе колонистов (отплывая годом позже первых, они тоже не знали, что их ждёт) поселенцы продержались до февраля 1700 года, когда их окончательно выбили испанские войска. Домой вернулась лишь малая доля отправившихся в Новый Свет. Для шотландской национальной гордости это был страшный удар: многие винили в провале немногих вернувшихся колонистов, которые стали изгоями в обществе, другие – англичан, которые не поддерживали колонию в Дарьене, а скорее даже наоборот. Но ещё сильнее катастрофа «Дарьенской схемы» сказалась на национальной экономике: тысячи людей потеряли свои сбережения. По некоторым оценкам в компанию было вложено больше половины всех сбережений в Шотландии, включая средства государственной казны.

В результате сторонникам объединения с Англией удалось убедить большинство соотечественников, что такой союз не просто благоприятен для экономики, но необходим для выживания и уже в 1707 году шотландский парламент принял акт о союзе: вместо Англии и Шотландии появилось Соединённое Королевство Великобритании. Многие шотландские националисты до сих пор винят Дарьенскую схему в появлении столь неприятного им союза, а те, кто поддерживает объединение, видят в нём единственный плюс экономической катастрофы. Так или иначе, неудача шотландской торговой компании совершенно точно способствовала появлению одной из великих мировых держав следующих 300 лет.

Подробнее об управлении проектными рисками можно прочитать, например, в учебнике «A guide to the project management body of knowledge (PMBOK guide)».

Ольга Клачкова, экспертОльга Клачкова, эксперт
Кандидат экономических наук, преподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, профессиональные интересы: макроэкономика, экономический рост, инфляция, неравенство, анализ социальных взаимодействий, методы оптимальных решений.

История неудачи шотландской колонизации Дарьена учит нас тому, что при планировании и реализации крупных проектов, особенно долгосрочных и на уровне нации в целом, крайне важно тщательно классифицировать потенциальные риски и грамотно их оценить.

Предшествующее
событие
Следующее
событие