История
Основание футбольного клуба «Реал Мадрид»
6 марта 1902 был основан мадридский «Реал» — крупнейший по доходам футбольный клуб в мире
Как и большинство старейших футбольных клубов в мире, мадридский «Реал» обязан своим появлением англичанам. Но в данном случае это были не моряки и не торговцы, а студенты и преподаватели из Оксфорда и Кембриджа, гостившие в университетах Мадрида. Впрочем, образование клуба – уже заслуга местных жителей, и все его президенты были испанцами. С самого начала этот клуб был одним из ведущих клубов Испании, уже в 1920 году получил статус королевского (откуда и слово «Реал» в названии), участвовал в создании испанской футбольной лиги в 1929 и остаётся одной из трёх команд, никогда не покидавших элиту испанского футбола (вместе с «Атлетиком» из Бильбао и «Барселоной»).
Особый период в истории «Реала» связан с временами диктатуры Франко (1936-1975 гг.). В эти годы мадридский клуб получал огромную государственную поддержку и вообще тесно ассоциировался с правительством, в отличие от команд из Бильбао и Барселоны, которые традиционно были (и остаются до сих пор) символами сепаратизма национальных меньшинств Испании. Но в это же время мадридский «Реал» создал репутацию испанского футбола как одного из сильнейших в Европе: мадридцы, в составе которых играли не только лучшие футболисты Испании, но и звёзды из других стран, выиграли первые 5 кубков чемпионов Европы и с тех пор остаются самым титулованным клубом континента (на начало 2020 года, они становились победителями уже 13 раз).
Тогда же появилась своеобразная бизнес-модель «Реала» как одного из двух непревзойдённых грандов Испании, который, благодаря завоёванному статусу и эффективному управлению легендарного президента клуба Сантьяго Бернабеу, никогда не сходил с первых ролей: таким образом, «Реал» получил возможность зарабатывать на своём бренде вне контекста конкретных турниров – доходы от рекламных контрактов и продажи сувенирной продукции стали важнее выручки от билетов и телепоказов конкретных матчей. Своеобразное возрождение этого образа произошло в последние 20 лет, под руководством президента Флорентино Переса, придумавшего концепцию «галактикос» – собрания лучших игроков мира. При Пересе «Реал» выиграл кубок чемпионов ещё 7 раз.
Статус «Реала» как одного из безоговорочных лидеров позволяет клубу получать непропорционально большую долю доходов от телепоказов матчей испанского чемпионата.
Ежегодное исследование знаменитой аудиторской и консалтинговой компании Deloitte, посвящённое крупнейшим футбольным клубам в мире, так и называется – Money League (буквально – Лига денег). В ней ведущие клубы как бы соревнуются в том, кто сможет заработать больше. Главные источники дохода современного футбольного клуба – так называемые «доходы в день матча» (билеты, продажа сувениров и т.п.), продажа прав на телепоказы матчей и коммерческие доходы (в основном – выплаты спонсоров). У крупнейших клубов мира в последние годы эти три источника дохода, как правило, сбалансированы, но о «Реале», который в 2019 году возглавил рейтинг, обойдя «Барселону» и множество конкурентов из Англии, мы скажем чуть больше.
С точки зрения заработка модель «галактикос» Флорентино Переса оказалась даже эффективнее, чем в отношении спортивных результатов. Во-первых, приглашение мировых суперзвёзд во главе с Криштиану Роналду очень сильно поспособствовало привлечению спонсоров. Во-вторых, статус «Реала» как одного из безоговорочных лидеров позволяет клубу получать непропорционально большую долю доходов от телепоказов матчей испанского чемпионата. А обычного человека успехи «Реала» могут научить тому, что порой даже таких разных целей, как достижение спортивного результата и получение заработка, удаётся достигать одновременно.
Рассказ о футболе и финансовой грамотности читайте 24 сентября.
Ольга Клачкова, экспертКандидат экономических наук, преподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, профессиональные интересы: макроэкономика, экономический рост, инфляция, неравенство, анализ социальных взаимодействий, методы оптимальных решений.Для простого обывателя история «Реала» может быть поучительна тем, что финансовое планирование требуется при осуществлении любой деятельности, даже изначально не связанной с деньгами. Например, если ваше хобби — это фотография, то, с одной стороны, вам стоит аккуратно расписать ваши расходы, а с другой стороны, можно думать в направлении монетизации этого хобби — готовить портфолио, искать потенциальных клиентов и т. д.