К содержимому
Темы события:
Первые годы производство кока-колы происходило в условиях острой конкуренции между несколькими производителями в Атланте.
Первые годы производство кока-колы происходило в условиях острой конкуренции между несколькими производителями в Атланте.

Напиток

Изобретатель знаменитого напитка Джон Пембертон в годы гражданской войны был офицером в армии южан и после полученного ранения начал принимать морфий в качестве обезболивающего, в результате чего у него появилась зависимость. В поисках менее вредной альтернативы Пембертон разработал напиток под названием «Пембертонская французская винная кока». Это был, как следует из названия, алкогольный напиток с содержанием коки (растения, из которого делают кокаин). Но вскоре в Атланте, где жил и работал Пембертон, был введён сухой закон и Пембертон разработал безалкогольную версию, которую и назвал «кока-кола».

Основными ингредиентами помимо газированной воды и сахара изначально были экстракт коки и орехов под названием кола, откуда и пошло название. Точный состав напитка при этом составляет строжайшую тайну, но кокаин в наши дни, конечно, уже не используются, а вот «колу» по всей видимости всё ещё добавляют. Изначально Пембертон продавал кока-колу как лекарство чуть ли не от всех болезней: зависимости от морфина, несварения, нервных расстройств, головных болей и т.д. А вот в наши дни кока-кола уже не считается лекарством ни от чего.

Производство напитка осуществляется в два этапа. Сперва головная компания производит концентрат. Затем осуществляется разлив: в концентрат добавляют сахар и газированную воду и расфасовывают по бутылкам и банкам. Этим занимаются на множестве заводов в разных странах и, как правило, другие компании, подрядчики кока-колы.

По рекламным плакатам кока-колы можно изучать историю американской культуры

По рекламным плакатам кока-колы можно изучать историю американской культуры

Компания

Первые годы производство кока-колы происходило в условиях острой конкуренции между несколькими производителями в Атланте. Даже попытки объединить усилия не увенчались успехом с первой попытки: сперва была создана «Coca-cola company», а затем – альтернативная ей «The coca-cola company». Но к началу XX века производство всё же удалось консолидировать. При этом уже в первые годы производство и продажа напитка быстро развивались: уже через 10 лет кока-колу можно было купить в любом штате, а в течение XX века она стала едва ли не национальным напитком американцев.

Среди причин успеха компании можно выделить невероятно активную рекламную кампанию, вернее — множество кампаний, не прекращающихся и по сей день. По рекламным плакатам кока-колы можно изучать историю американской культуры, а изображение такого узнаваемого логотипа с белой надписью на красном фоне можно встретить практически на чём угодно. Кока-кола стала первым коммерческим спонсором олимпийских игр (ещё в 1928 году) и не переставала им быть никогда, и одним из первых спонсоров футбольного чемпионата мира. Но, пожалуй, самое удивительное и невероятное достижение – то, что цена стандартной 6,5 – унциевой (около 185 граммов) бутылочки или стакана кока-кола составляла 5 центов с 1886 до…. 1959 года! Так долго поддерживать постоянную цену компании удавалось благодаря постоянному совершенствованию процесса розлива и упаковки напитка. И конечно же, эта стабильность существенно способствовала укреплению бренда. Наконец, во второй половине XX века компания кока-кола вела политику поглощений потенциальных конкурентов – производителей других популярных прохладительных напитков. При этом их не закрывали, но развивали бренды уже внутри своей корпорации.

Символ

В наши дни кока-кола продаётся более чем в 200 странах по всему миру (то есть практически везде), а в 1995 году был создан аппарат, позволяющий готовить напиток для астронавтов на борту космического шаттла (да-да, в космосе!). Бренд кока-колы — один из самых узнаваемых в мире, а рекламная практика и бизнес-модель компании стали образцами для всего корпоративного мира.

Галерея рекламных плакатов Coca-cola, упомянутых в статье, здесь

Станислав Зотов, экспертСтанислав Зотов, эксперт
Руководитель отдела финансового анализа в финтех-компании VR_Bank, координатор школьных проектов экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Кока-кола позволяет делать разные экономические выводы: сравнивая стоимость бутылки в разных местах, можно легко сориентироваться в общем уровне цен. А ещё нужно помнить, что цена бутылки очень нелинейно зависит от её объёма и часто 1 и 2 литра напитка могут стоить почти одинаково. В общем, интереснейший экономический кейс. Вливайтесь!

Предшествующее
событие
Следующее
событие