Появились СМС, по историческим меркам, не так уж и давно.
Первую в истории СМС с текстом "MERRY CHRISTMAS" инженер Нил Папворт отправил своим коллегам по компании Vodafone 3 декабря 1992 года. А в массовом доступе услуга отправки коротких сообщений (отсюда заимствованная в русский язык аббревиатура “SMS” – short message service) появилась еще позже – около 2000 года. Счастливчики отправляли друг другу короткие СМС-поздравления – "HPPY MLLNIUM".
Как развивались смс-сообщения
В истории СМС существовали разного рода ограничения. Например, поначалу мобильные операторы запрещали отправлять сообщения абонентам, пользующимся услугами операторов-конкурентов. После снятия этого ограничения в 1999 году польза и частота использования СМС выросла на порядки. Кроме того, долгое время количество символов в одном сообщении не могло превышать 160, что привело к появлению множества сокращений и даже новых слов. Если сокращения вроде 2day (today) или 4u (for you) как самостоятельные слова все же не воспринимаются, то такие популярные аббревиатуры, как ASAP (as soon as possible), BTW (by the way) или даже графический символ <3 – love, зарегистрированы в словарях. Некоторые сокращения были заимствованы и прижились в других языках как самостоятельные слова. Таковы, например,”лол" или ”имхо” в русском: использующий их человек может не знать их происхождения и расшифровки (”laughing out loud/lots of love” и ”in my humble opinion”), но понимать, в какой ситуации их можно использовать. Многие из таких популярных аббревиатур перекочевали в интернет, и их активно используют и по сей день, хотя никакой объективной нужды в экономии символов больше нет.
Конечно, мобильные операторы стремились использовать рост популярности СМС в своих интересах. Даже сейчас, используя СМС за рамками тарифных предложений, абонент рискует потратить много денег – гораздо удобнее и дешевле переписываться через интернет в мессенджерах.
Почему же в мире каждый день всё еще отправляют так много смс?
Во-первых, конечно, потому что зона, доступная для мобильного сигнала, шире зоны доступа интернета (впрочем, до обещанного Илоном Маском запуска спутникового интернета в 2020 году ждать осталось недолго). Во-вторых, для многих пожилых людей, привыкших за два последних десятилетия к СМС-сообщениям, издержки на освоение альтернативного способа общения могут быть выше, чем плата за привычную услугу. В третьих, для СМС нашлось новое применение. От обычной дружеской переписки СМС-сообщения эволюционировали в инструмент взаимодействия организации и индивида. При помощи СМС службы безопасности передают людям информацию о природных катаклизмах (например, сообщения о надвигающемся землетрясении в Японии) или – что гораздо чаще – компании предоставляют доступ к своим услугам или подтверждают заказ покупателя, а банки проводят идентификацию клиента и открывают ему доступ к электронному управлению своими активами. А иногда – даже поздравляют нас с днём рождения.
О том, что СМС-сообщения могут приносить не только пользу, но и вред читайте тут.