К содержимому
Темы события:
Первым бумом интернет-магазинов можно назвать конец 90-х - начало 2000-х годов
Первым бумом интернет-магазинов можно назвать конец 90-х — начало 2000-х годов

Торговля не по интернету

Для современного человека концепция интернет-магазина логична, понятна и хорошо знакома. Но так, конечно же, было не всегда, ведь интернет в нынешнем понимании в принципе появился только в начале 1990-х годов. Однако идея обмена товарами или торговли с помощью средств дистанционной связи появилась раньше: так, по некоторым свидетельствам ещё в начале 70-х студенты ведущих американских университетов пользовались сетью ARPAnet чтобы согласовывать отправку марихуаны. Впрочем, это была никак не торговля, а скорее дружеский обмен и, к тому же, действие нелегальное в США тогда и нелегальное в России до сих пор (не повторять!). Позже для заказа товаров использовались и другие технологии, но по-настоящему популярными онлайн-покупки стали с появлением интернета.

Торговля по интернету

Началом отрасли можно считать 1994 год, когда на сайте Netmarket.com был продан альбом Стинга «Ten Summoner’s Tales» за 12 долларов и 48 центов. В том же году был сделан и первый заказ пиццы по интернету (этим достижением гордится компания Pizza Hut). Но одно из важных достижений Netmarket – в том, что на нём была не только заключена сделка между продавцом (сайтом) и покупателем, но и произведена оплата. Механизм надёжной передачи данных кредитной карты (так, чтобы их не могли перехватить мошенники) – необходимое условие онлайн торговли и в наши дни, но было таким с самых первых дней.

Первым бумом интернет-магазинов можно назвать конец 90-х – начало 2000-х годов, когда были созданы специализированные магазины практически во всех областях. Но финансовый кризис начала нулевых, известный как «пузырь доткомов» (от английского прочтения домена «.com») сильно ударил по многим из них.

На сайте Netmarket.com впервые был продан альбом Стинга «Ten Summoner’s Tales» за 12 долларов и 48 центов

На сайте Netmarket.com впервые был продан альбом Стинга «Ten Summoner’s Tales» за 12 долларов и 48 центов

Всё по интернету

Среди компаний, пострадавших от «пузыря доткомов» был и книжный магазин Amazon. Но, оправившись от потрясений и продолжая развиваться, а также расширяться в другие сферы торговли, он стал доминирующей силой в отрасли. Сейчас в интернете можно купить практически всё, что угодно, а универсальные компании, продающие самые разные товары, входят в число главных корпоративных гигантов. Например, тот самый Amazon – одна из самых дорогих компаний в мире (а его главный владелец Джефф Безос – самый богатый человек в мире), а его китайский конкурент Alibaba – компания, которая провела самое дорогое IPO.

При этом во многих случаях такие компании работают не как продавцы, а как платформы: они не продают товар сами, а просто помогают встретиться продавцу и покупателю. Таким образом, они могут сфокусироваться не на производстве или продаже товаров, а на своей главной сильной стороне – информационных технологиях. А для покупателя формат такой платформы или «marketplace» означает возможность сравнивать предложения разных продавцов и выбирать лучшее.

Какие бывают угрозы в цифровом мире 

Как не попасться на уловки мошенников

Станислав Зотов, экспертСтанислав Зотов, эксперт
Руководитель отдела финансового анализа в финтех-компании VR_Bank, координатор школьных проектов экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Возможность заказывать товары онлайн уже практически убила гипермаркеты и потихоньку вытесняет узкопрофильные рынки. Многолюдная ещё несколько лет назад «Горбушка» в Москве сейчас — набор пунктов самовывоза для курьеров. Но при покупках онлайн помните: не все сайты одинаково безопасны. И не все торгуют настоящими товарами. Поэтому перед покупкой читайте отзывы и смотрите рейтинги магазина на маркетплейсах.

Предшествующее
событие
Следующее
событие