К содержимому
Темы события:
Юджин Фама – создатель гипотезы эффективного рынка.
Юджин Фама — создатель гипотезы эффективного рынка.

В 2013 году Нобелевскую премию по экономике разделили трое учёных из США – Юджин Фама, Ларс Питер Хансен и Роберт Шиллер. Шведская королевская академия наук сформулировала их вклад, как «эмпирический анализ цен на активы». Почему именно их анализ удостоился высшей награды – расскажем на примере Юджина Фамы.

Путь до премии памяти Альфеда Нобеля

У Юджина Фамы необычная академическая карьера. Получив степень бакалавра, изучая романские языки в университете Тафтса, Юджин решил сменить специализацию и заняться экономикой. Он получил степени MBA (магистра делового администрирования) и PhD (доктора философии, аналога российского кандидата наук) в Университете Чикаго. Одним из его научных руководителей был Мертон Миллер, лауреат премии имени Нобеля по экономике 1990 года.

Юджин Фама — создатель гипотезы эффективного рынка. Он начал разрабатывать свою теорию уже в 1965 году, работая над кандидатской диссертацией. Сформулировать идею Фамы можно следующим образом: рынок является эффективным в отношении какой-либо информации, если она сразу и полностью отражается в цене актива. Согласно гипотезе эффективного рынка, вся новая информация быстро учитывается рынком в цене активов.

Какая информация влияет на цену активов?

Стоимость рыночного актива зависит от нескольких факторов: она отражает прошлую информацию – состояние рынка, прошлую стоимость, объём купли-продажи этого актива на фондовой бирже. Согласно средней форме эффективности, на стоимости рыночного актива своевременно отражается ещё и текущая информация: новости, отчёты компаний, прогнозы экспертов. Наконец, сильная форма гипотезы предполагает, что на стоимость рыночного актива, помимо прочего, влияет ещё и инсайдерская информация – то есть то, что недоступно широкой публике. Рыночные цены на активы, по мнению Фамы, изменяются случайным образом, а потому не могут быть предсказаны с помощью каких-либо аналитических инструментов.

Эффективны ли реальные рынки?

Подтверждается ли гипотеза Юджина Фамы на практике? Единого мнения среди ученых до сих пор нет (любопытно, что в один год с Фамой премию получил Роберт Шиллер — один из главных критиков его теории). В сильной форме эффективность реальным рынкам, конечно, не свойственна: обычно цены на активы изменяются не моментально после появления новой информации, а с некоторым лагом. В то же время с одним из главных практических выводов из теории согласны практически все финансисты-теоретики: заработать на фондовом рынке можно, только рискуя.

Больше о вкладе Фамы, а также его лекцию в честь получения Нобелевской премии, смотрите здесь. Что ещё нужно сделать при изучении рынка, читайте тут

Ольга Клачкова, экспертОльга Клачкова, эксперт

Что делать, если вы приобретаете товар, стоимость которого составляет значительную часть вашего дохода? Нужно следовать логике Юджина Фамы — оценить, из каких компонентов складывается стоимость товара, а также проанализировать, как новости, отчёты компаний, прогнозы экспертов могут влиять на его цену. Тогда вы точно определите, является ли цена завышенной или заниженной, и поймете, за что же именно вы платите.

Предшествующее
событие
Следующее
событие