К содержимому
Темы события:
Юджин Фама – создатель гипотезы эффективного рынка.
Юджин Фама — создатель гипотезы эффективного рынка.

В 2013 году Нобелевскую премию по экономике разделили трое учёных из США – Юджин Фама, Ларс Питер Хансен и Роберт Шиллер. Шведская королевская академия наук сформулировала их вклад как «эмпирический анализ цен на активы». Почему именно их анализ удостоился высшей награды – расскажем на примере Юджина Фамы

Путь до премии памяти Альфеда Нобеля

У Юджина Фамы сложилась необычная академическая карьера. Получив степень бакалавра, изучая романские языки в университете Тафтса, Юджин решил сменить специализацию и заняться экономикой. Он получил степени MBA (магистра делового администрирования) и PhD (доктора философии, аналог российской степени кандидата наук) в Университете Чикаго. Одним из его научных руководителей был Мертон Миллер, лауреат Нобелевской премии по экономике 1990 года.

Юджин Фама — создатель гипотезы эффективного рынка. Он начал разрабатывать свою теорию ещё в 1965 году, работая над кандидатской диссертацией. Кратко сформулировать идею Фамы можно следующим образом: рынок является эффективным в отношении какой-либо информации, если она сразу и полностью отражается в цене актива. Согласно гипотезе эффективного рынка, вся новая информация быстро учитывается рынком в цене активов.

Какая информация влияет на цену активов?

Стоимость рыночного актива зависит от нескольких факторов: она отражает прошлую информацию – состояние рынка, прошлую стоимость, объём купли-продажи этого актива на фондовой бирже. Согласно средней форме эффективности, на стоимости рыночного актива своевременно отражается ещё и текущая информация: новости, отчёты компаний, прогнозы экспертов. Наконец, сильная форма гипотезы предполагает, что на стоимость рыночного актива, помимо прочего, влияет ещё и инсайдерская информация – то есть то, что недоступно широкой публике. Рыночные цены на активы, по мнению Фамы, изменяются случайным образом, а потому не могут быть предсказаны с помощью каких-либо аналитических инструментов.

Эффективны ли реальные рынки?

Подтверждается ли гипотеза Юджина Фамы на практике? Единого мнения среди ученых до сих пор нет (любопытно, что в один год с Фамой премию получил Роберт Шиллер — один из главных критиков его теории). В сильной форме эффективность реальным рынкам, конечно, не свойственна: обычно цены на активы изменяются не моментально после появления новой информации, а с некоторым временным лагом. Однако с одним из главных практических выводов из теории Фамы согласны практически все финансисты-теоретики: заработать на фондовом рынке можно, только рискуя.

Больше узнать о вкладе Юджинв Фамы, а также посмотреть его Нобелевскую лекцию можно здесь. Что ещё нужно сделать для изучения рынка с целью инвестирования читайте тут

Ольга Клачкова, экспертОльга Клачкова, эксперт
Кандидат экономических наук, преподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, профессиональные интересы: макроэкономика, экономический рост, инфляция, неравенство, анализ социальных взаимодействий, методы оптимальных решений.

Что делать, если вы приобретаете товар, стоимость которого составляет значительную часть вашего дохода? Нужно следовать логике Юджина Фамы — оценить, из каких компонентов складывается стоимость этого товара, а также проанализировать, как новости, отчёты компаний, прогнозы экспертов могут влиять на его цену. Тогда вы точно определите, является ли цена завышенной или заниженной, и поймете, за что же именно вы платите.

Предшествующее
событие
Следующее
событие