История
В 1890 году подписан Sherman Antitrust act
2 июля 1890 года был подписан первый антимонопольный акт в США
В конце XIX века ключевую роль в экономике США играли огромные корпорации, стремившиеся полностью контролировать целые отрасли промышленности. Как правило, они добивались этого путём покупки менее развитых компаний-конкурентов. Самые известные примеры — Standard Oil (нефтяная компания Джона Рокфеллера) и U.S. Steel Эндрю Карнеги. При этом, как известно, монополизация может приводить к ухудшению качества продукции и повышению цен, что не выгодно для потребителей и в таких ключевых отраслях как добыча нефти и производство стали способно навредить всей экономике страны.
Чтобы защитить потребителей от возможных злоупотреблений, Джон Шерман, лидер республиканской фракции (на тот момент – большинства), в сенате предложил закон, запрещающий антиконкурентные сговоры и односторонние действия компаний, направленные на то, чтобы монополизировать рынок. Для борьбы с такими незаконными действиями департаменту юстиции было поручено подавать в суд с требованием запрета подобного поведения компаний, а пострадавшие получили право требовать компенсацию, тоже через суд. Важно отметить, что при этом акт не запрещает быть монополией, если этот статус был приобретён в результате честной конкуренции, но запрещает любые действия, специально направленные на сохранение такого статуса.
Законопроект получил всеобщую поддержку и в апреле был утверждён сенатом с результатов голосования 51-1, в июне принят палатой представителей единогласно (немыслимая для современной Америки ситуация), и уже в июле подписан президентом Гаррисоном.
Однако первые 10 лет своего существования акт Шермана практически не использовался, и активная борьба с монопольным бизнесом началась только с приходом к власти в 1901 году президента Теодора Рузвельта. Именно тогда, уже в XX веке родился современный «антитраст» (trust – вид объединения компаний, частично запрещённый актом Шермана). А самым знаменитым случаем применения стало принятое в 1911 году решение верховного суда о разделении компании Standard Oil, ставшее примером для ведения борьбы с монополиями по всему миру.
Современное развитие цифровой экономики, тесно связанное с небольшим количеством крупных компаний (таких как Google, Amazon или Facebook), делает акт Шермана не менее актуальным, чем 100 лет назад. Пока что вопрос о том, нарушают ли современные технологические гиганты эту основу антитрастового законодательства, остаётся открытым, но некоторые страны и Евросоюз принимают законодательные акты, специально ограничивающие злоупотребление монопольным положением этих компаний и их возможностями по использованию персональных данных обычных пользователей.
Надежда Галкина, экспертПреподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, директор по довузовскому образованию экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Работала управляющим директором службы анализа розничных рынков Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банка ВТБ.«Мне наскучил антитраст, когда после поднятия цен судьи заявили, что это монополия, после падения назвали это хищническим ценообразованием, а постоянные цены назвали неявным сговором» (Рональд Коуз, лауреат нобелевской премии по экономике 1991 года)