К содержимому
Темы события:
Права и интересы потребителей в нашей стране защищает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Права и интересы потребителей в нашей стране защищает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

История праздника

В середине марта по всему миру отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. День выбран не случайно: 15 марта 1962 года Джон Кеннеди выступил в конгрессе США с речью о принципиальных правах потребителей, где впервые на высшем уровне отметил необходимость в праве быть услышанным, в правах на информацию, на безопасность и на выбор, на возмещение ущерба и на потребительское образование. Именно эти 6 правил позднее стали основой закона о потребителях и в России

15 марта 1962 года Джон Кеннеди выступил в конгрессе США с речью о принципиальных правах потребителей, где впервые на высшем уровне отметил необходимость прав на информацию, на безопасность и на выбор, на возмещение ущерба и на потребительское образование.

15 марта 1962 года Джон Кеннеди выступил в конгрессе США с речью о принципиальных правах потребителей, где впервые на высшем уровне отметил необходимость прав на информацию, на безопасность и на выбор, на возмещение ущерба и на потребительское образование.

Правда, разговор о потребителях начался еще до знаменательной речи. В 1960 году была основана некоммерческая Всемирная организация потребителей, объединившая под своей эгидой более двухсот организаций из 70 стран, контролировавших заботу о простых покупателях. Организация все еще работает и защищает права потребителей в ЮНЕСКО и ООН, оказывая образовательную и юридическую помощь.

Юридически все права потребителей были закреплены лишь в 1985 году Генеральной Ассамблеей ООН. Помимо названных Кеннеди было добавлено еще два: право на удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду.

А что у нас?

В СССР разговор о важности прав потребителя был начат в 1989 году благодаря созданию Всесоюзной федерации потребительских обществ. В состав федерации входили Госстандарт, Санэпиднадзор и предшественник современной ФАС (Федеральной антимонопольной службы).

На законодательном уровне все, кто покупал товары или приобретал услуги, были защищены в 1992 году, когда был принят закон «О защите прав потребителей». Тогда стало ясно, что государство наконец-то обратило внимание на нужды потребителей, поскольку раньше все законы были обращены в сторону производителей. Сейчас права и интересы потребителей России защищает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – и на её интернет-сайте можно найти немало полезной информации, в том числе и об ответственном финансовом поведении (http://zpp.rospotrebnadzor.ru).

О законе "О защите прав потребителей" читайте 17 февраля, а об организации, занимающейся помощью в защите прав потребителей – 3 июня.

Александр Кравченко, экспертАлександр Кравченко, эксперт
Работает в финансовых и консалтинговых структурах по направлениям: кредитование, юридическое сопровождение предпринимательской деятельности, правовая защита бизнеса, проблемные активы и взыскание проблемных долгов. Участвовал в создании и руководстве деятельностью Школы Права при юридическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.

Знание о правах потребителей, их сущности, регулировании и способах защиты — это обязательная часть финансового образования. Для молодых людей особенно важно познакомиться не только с историей зарождения и юридического оформления идеи защиты прав потребителей, но и с необходимыми для финансово грамотного поведения граждан сведениями о ключевых правах потребителей и средствах их государственной защиты. Эта информация позволяет сформировать представление о том, в каких источниках следует искать более детальную информацию о защите прав потребителей и в какие государственные институты следует обращаться для их защиты.

Предшествующее
событие
Следующее
событие