К содержимому
Темы события:
1990-е годы были ознаменованы почти целым десятилетием безнаказанного «пиратства» всевозможных программ, игр и фильмов.
1990-е годы были ознаменованы почти целым десятилетием безнаказанного «пиратства» всевозможных программ, игр и фильмов.

Почему всё так произошло?

Идея «Тетриса» пришла его создателю Алексею Пажитнову, когда он собирал популярные в то время головоломки «Пентамино», напоминавшие пазлы из геометрических фигур. Он долго оттачивал игровой процесс, меняя скорость, форму падающих блоков и ещё множество других параметров, пока наконец не пришёл к хорошо известной формуле. Игру молодого программиста высоко оценили, и вскоре она распространилась по советским компьютерным кругам. Дело в том, что понятия «интеллектуальная собственность» и «пиратство» были тогда не в ходу в СССР, поэтому «Тетрис» свободно копировался и передавался. Сейчас подобное уже невозможно представить.

Позже достижение нашего программиста было представлено на выставке в Венгрии, где его заприметил директор британской компании Andromeda Software, который немедленно выслал предложение о покупке лицензии в вычислительный центр, где работал Пажитнов. С этого момента началась эпопея с продажей «Тетриса», в ходе которой было заключено несколько крайне невыгодных для СССР (и отчасти мошеннических) контрактов, не в последнюю очередь из-за незнания нашими органами власти тонкостей регулирования авторских прав и недостатка опыта работы в этой сфере. В итоге после некоторых хитростей, реализованных Александром Алексеенко, талантливым «бизнесменом» в рядах «Электроноргтехники», история всё же закончилась хорошо и трудности с правами были улажены, но, сколько денег было потеряно, уже не сосчитать. Сейчас Алексей Пажитнов владеет «The Tetris Company», которая до сих пор развивает игру и следит за соблюдением всех прав в отношении своей интеллектуальной собственности.

Сейчас Алексей Пажитнов владеет «The Tetris Company», которая до сих пор развивает игру.

Сейчас Алексей Пажитнов владеет «The Tetris Company», которая до сих пор развивает игру.

И в чём мораль?

Из-за неразвитости института интеллектуальной собственности в СССР многие творцы не только упускали деньги за свой труд, но и впоследствии, после развала Советского Союза, имели большие трудности с оформлением и защитой прав на свои же произведения. Ни для кого не секрет, к примеру, что 1990-е годы были ознаменованы почти целым десятилетием безнаказанного «пиратства» всевозможных программ, игр и фильмов: целые рынки подпольных дисков работали по всей стране, продавая, в сущности, краденный товар. К сожалению, Россия до сих пор испытывает на себе последствия этой «культуры» воровства, однако стоит отметить, что наше законодательство довольно быстро приспособилось к современным стандартам защиты прав собственности и государство принимает действенные меры для урегулирования ситуации.

Защита прав собственности – одна из важнейших обязанностей государства в рыночной экономике, потому как, если кража остаётся безнаказанной, нарушается работа «невидимой руки» рынка, о которой писал ещё Адам Смит, и производство товаров и услуг перестаёт быть эффективным. Если говорить проще, в такой ситуации вместо того, чтобы развивать производство, многие фирмы начинают просто красть друг у друга наработки и торговать ими. В итоге уменьшается число компаний, которые создают новые технологии, товары и пытаются совершенствовать процессы производства, толкая экономику вперёд. Мало того, эти компании ещё и теряют огромные деньги, затраченные на разработку технологий, ведь другие просто воруют их и продают по такой же цене, забирая потребителей. В конце концов компаний, которые не воруют, просто разоряются, а на рынке остаются лишь те, кто не способен ему ничего предложить. Вот так и умирают экономики.

Конечно, это крайний случай, но всё же помните о нём, когда в следующий раз решите скачать какой-нибудь фильм или музыку «бесплатно, без регистрации и СМС».

Станислав Зотов, экспертСтанислав Зотов, эксперт
Руководитель отдела финансового анализа в финтех-компании VR_Bank, координатор школьных проектов экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Платить за контент правильно не только потому, что таков закон. Это позволяет авторам выпускать что-то новое, а нам — получать удовольствие от того, что нам нравится. К тому же, нужно помнить, что использование пиратского контента опасно — им активно пользуются хакеры для получения ваших данных, с помощью которых они смогут использовать ваши деньги.

Предшествующее
событие
Следующее
событие