Личные финансы
Закрытие предприятий общественного питания в Москве
Для борьбы с распространением коронавируса работу можно было продолжить только навынос или с помощью доставки
Как и любая другая респираторная инфекция, вирус, вызвавший пандемию, известную как COVID-19, особенно хорошо распространяется в случае скопления людей в замкнутых пространствах. А потому для борьбы с его распространением в первую очередь были отменены массовые мероприятия, а затем уже очередь дошла до ресторанов и кафе. В результате ограничений, введённых с 28 марта 2020 г., сфера общепита в нашей стране понесла большие потери. Объём продаж снизился до критического, а постоянные расходы, такие как плата за аренду помещения, зарплаты оставшимся сотрудникам и выплаты кредитов, никуда не делись.
Рассмотрим проблему на примере одной конкретной компании – сети семейных кафе-кондитерских «Андерсон». До марта 2020 г. эта сеть, предлагающая особенный семейный формат отдыха, вполне процветала: светлые уютные помещения и домашняя обстановка привлекали большое количество людей, рентабельность составляла от 15% до 25%. Каждые два или три месяца строились новые точки. Всего к марту 2020 года было открыто 34 кафе в 14 городах России с общим годовым оборотом в 1,6 млрд рублей.
После введения ограничений прибыль сети превратилась в убыток и, по словам руководства компании, прибыли, способной покрыть текущий убыток, не предвидится даже после снятия ограничений. Как сообщала владелица «АндерСона» Анастасия Татулова, некоторые точки даже пришлось ликвидировать.
По текущим прогнозам, кафе за 2020 год понесёт убыток примерно в 20% от выручки, и окупать его придётся как минимум ещё около двух лет. Но на это время потребуются деньги и на оплату текущей деятельности. Повторный карантин кафе вряд ли переживет, но у «АндерСона» появился шанс на дальнейшее существование после начала работы доставки еды на дом.
Это лишь один пример из огромной ресторанной отрасли, которая бурно развивалась в России в 2010-е годы, но сейчас находится на грани катастрофы, ведь большинство предприятий тоже вкладывали всю прибыль в развитие, а значит, совсем не были готовы к столь сильному потрясению.
Автор: Зоя Носова, победитель Конкурса региональных памятных дат ФинКалендаря
Ольга Клачкова, экспертКандидат экономических наук, преподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, профессиональные интересы: макроэкономика, экономический рост, инфляция, неравенство, анализ социальных взаимодействий, методы оптимальных решений.Особенность текущего кризиса в том, что он многосторонний. Это выражается в том, что поддержка нужна не только стороне предложения (например, таким кафе, как описанный в этой статье «АндерСон»), но и стороне спроса — потребителям. Если к моменту окончательного выхода из карантина у людей будет достаточно средств, то есть надежда, что полюбившиеся всем рестораны и кафе смогут восстановиться, так как люди будут «голосовать за них ногами».