К содержимому
Темы события:
Начиная с модели Ford Т автомобиль стал массовым продуктом и неотъемлемой частью жизни американцев
Начиная с модели Ford Т автомобиль стал массовым продуктом и неотъемлемой частью жизни американцев

Отец американского автомобиля

Главный герой этой заметки – легендарный американский промышленник Генри Форд. Из первой своей автомобильной компании он ушёл довольно быстро, но впоследствии она стала известна как Cadillac. Второй его бизнес до сих пор носит имя Ford, а среди его партнёров были братья по фамилии Додж, впоследствии основавший своё автомобильное производство.

Первое время заводы Форда в Детройте производили широкий модельный ряд (9 моделей внедрили в первые 10 лет), но лишь по несколько сотен автомобилей каждого типа в год. Настоящим прорывом стала модель Т, впервые выпущенная в 1908 году. В последующие 20 лет было выпущено несколько миллионов таких машин, и именно с модели Т автомобиль стал массовым продуктом и неотъемлемой частью жизни любого более-менее состоятельного американца.

Разделение труда в промышленных масштабах

Как и самый известный миллионер рубежа веков Джон Рокфеллер, Форд обязан своим успехом усовершенствованным методам ведения бизнеса. Как и Standard Oil, компания Форда активно занималась вертикальной интеграцией (встраиванием всего производственного процесса и продажи продукта конечному потребителю внутрь компании), но внедрила и новую для того времени практику, которую иногда даже называют «фордизм».

Главным организационным достижением Форда считается внедрение конвейера (или «сборочной ленты») в крупное промышленное производство. Конвейер работает довольно просто: собираемый объект находится на транспортёре, который постепенно (либо периодическими рывками, либо непрерывно, но очень медленно) движется вдоль собирающих его рабочих. Таким образом, если рабочий стоит на месте, он может выполнять одну и ту же операцию над разными автомобилями. Собственно говоря, разделение труда уже было общей практикой на автомобильных заводах, но поскольку тогда каждый собираемый автомобиль стоял на месте, а рабочим приходилось ходить от одного к другому, большая часть их времени тратилась на такие перемещения, что снижало эффективность труда.

Главным организационным достижением Форда считается внедрение конвейера в крупное промышленное производство

Главным организационным достижением Форда считается внедрение конвейера в крупное промышленное производство

Автомобиль для тех, кто его сделал

Повышение эффективности благодаря конвейеру позволило сильно удешевить Модель Т, что собственно и сделало его первым по-настоящему массовым автомобилем, то есть машиной, которую могли себе позволить не только богачи, но и средний класс, включавший самых квалифицированных рабочих. Но другим важным новшеством Форда была политика выплаты большей зарплаты, чем у конкурирующих фирм. Это, конечно, повышало издержки компании, но повышало и лояльность рабочих, их готовность работать сверхурочно, а главное – стремление работать качественно, чтобы наверняка избежать увольнения.

Таким образом, благодаря повышению качества и эффективности работы на своих предприятиях, компания Форд радикально изменила значение автомобиля в жизни общества, без чего были бы невозможны современные огромные города, системы пригородов и многие другие аспекты обычной жизни. При этом создатель компании добился своего успеха не пытаясь экономить на всём, а хорошо понимая, в каких случаях дополнительные расходы могут принести пользу. И этот урок может быть полезным для любого человека, а не только для предпринимателя.

Надежда Галкина, экспертНадежда Галкина, эксперт
Преподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, директор по довузовскому образованию экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Работала управляющим директором службы анализа розничных рынков Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банка ВТБ.

Компания Ford Motor Company — прекрасный пример правильного наращивания семейного капитала. Семья Фордов контролирует компанию уже более 100 лет. При этом Ford Motor является публичной компанией, торгуемой на Нью-Йоркской фондовой бирже. Семье Форд в 2010 году принадлежало 40% голосующих акций, остальные находились в свободном обращении. Уильям Форд мл. — Председатель Совета директоров.

Предшествующее
событие
Следующее
событие