К содержимому
Темы события:
В основе книги Аджемоглу лежит очень простая мысль: «от того, как люди думают и какие ценности исповедуют, зависит то, как будет работать их общество в целом и экономика их страны в частности».
В основе книги Аджемоглу лежит очень простая мысль: «от того, как люди думают и какие ценности исповедуют, зависит то, как будет работать их общество в целом и экономика их страны в частности».

Вы кто, собственно говоря, такой?

Дарон Аджемоглу (Асемоглу в некоторых источниках) – это турецкий экономист, который приложил свою руку к исследованиям многих сфер жизни общества: от истоков демократии и диктатуры до колониальной политики в Европе, но сегодня мы поговорим об одной из самых запоминающихся его работ – «Why Nations Fail», чей длинный перевод уже указан в названии.

Откуда пошли институты?

Давайте сразу оговоримся, что речь ведётся не об учебных заведениях, а о несколько более абстрактных понятиях.

Социальный институт – это устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе.

Уже устали, да? К сожалению, из этого определения тяжело выкинуть слова, не лишив его смысла, потому попробую объяснить на примере. Возьмём государственную власть. Это объединение людей, которое существует, чтобы поддерживать в обществе порядок. Или же семья. Здесь тоже имеет место объединение людей, основная функция которых – воспитание детей и совместное поддержание хозяйства. Думаю, основную идею вы уловили, мы говорим здесь о распределении обязанностей между людьми для упрощения жизни общества.

Из курса обществознания вы, думаю, помните деление жизни общества на четыре сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Это и есть в некотором роде обобщение институтов и попытка их классифицировать. Так экономическая сфера общества, к примеру, распадается на институт частной собственности, институт производства, рыночный институт и так далее.

Думаю, вас заинтересовало понятие института частной собственности в контексте нашего определения. Дело в том, что слово институт часто используют в значении системы ценностей, норм и идеалов, связанных с какой-то социальной деятельность, явлением или процессом. В этом контексте институт семьи – это то, какие ценности и идеалы эта самая семья вкладывает в ребёнка и вообще исповедует, а институт частной собственности – то, как люди к этой собственности относятся.

Как вы уже поняли, социальные институты – это довольно широкое понятие, о котором можно говорить часами.

Как об институтах говорил Аджемоглу?

Вернёмся к герою дня. В своей книге «Why Nations Fail» Дарон рассматривает, как понятно из названия, развитие (в первую очередь экономическое) различных государств и влияние на него разных факторов. Он с соавтором Дж. Робинсоном критикует ранние теории, объяснявшие богатство государств через географическое положение, религию и прочие географические и этнические факторы, вместо этого выводя идею о том, что именно институты влияют на экономику государств.

Аджемоглу и Робинсон предлагают свою классификацию институтов на «экстрактивные» (от англ. extract – выделить) и «инклюзивные» (от англ. include – включить). Основа классификации – степень того, насколько общественные институты стимулируют участие населения в экономической активности, позволяют им эффективно использовать свои навыки и таланты и дают свободу выбора. Если просто, то инклюзивные воспитывают в вас экономическую жилку, а экстрактивные нет. К примеру, если в вашей стране развита частная собственность и в семьях детей учат тому, как правильно планировать свой бюджет, то бизнесменов и вообще людей, понимающих как работает экономика и как на этом заработать, будет больше, чем в стране, где вас с детства учат работать на благо вечного и делиться со всеми последними копейками.

Примеры стран с инклюзивными институтами: США, Великобритания, Южная Корея. В оппозицию к ним приводятся Северная Корея, Латинская Америка, Африканские страны как имеющие экстрактивные институты. И на этом моменте становится очевидно, к каким институтам стоит стремиться.

Если же обобщать, то в основе книги Аджемоглу и Робинсона лежит очень простая мысль: «от того, как люди думают и какие ценности исповедуют, зависит то, как будет работать их общество в целом и экономика их страны в частности». Эту мысль подтверждают многие исследования, одно из которых, к примеру, связывает уровень коррупции в стране с отношением студентов к списыванию.

Однако стоит отметить, что влияние других факторов на развитие стран также стоит учитывать, ведь США не были бы США без своих ресурсов и исторического контекста, в которых они осваивались, как и северная Африка со сплошной пустыней не стала бы резко лидером по производству микропроцессоров, если завести туда порцию инклюзивных институтов. Им бы водички хоть немного.

Описание исследования о связи уровня коррупции и отношении к списыванию, о котором говорится в тексте, на русском языке читайте по ссылке.

С полным текстом книги на русском языке можно ознакомиться здесь..

Ольга Клачкова, экспертОльга Клачкова, эксперт
Кандидат экономических наук, преподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, профессиональные интересы: макроэкономика, экономический рост, инфляция, неравенство, анализ социальных взаимодействий, методы оптимальных решений.

Дарон Асемоглу также говорит в своей книге о том, что существует «порочный круг», когда политические и экономические институты в стране взаимно провоцируют коррупцию, застой и отсутствие развития. Понятие «порочного круга» можно использовать и когда речь заходит о межпоколенческой финансовой грамотности — если в семье родители взаимодействуют с финансами неаккуратно и небезопасно, то дети с высокой вероятностью будут вести себя аналогично.

Предшествующее
событие
Следующее
событие