Путь до премии памяти Альфеда Нобеля
Джордж Артур Акерлоф родился в 1940 году в США в семье шведского химика Госта Акерлофа. Гост работал в Йельском университете, куда и поступил, пойдя по стопам отца, Джордж Акерлоф. Получив степень бакалавра гуманитарных наук, Акерлоф поступил в Массачусетский технологический институт, где защитил свою кандидатскую диссертацию в 1966 году. Сразу после этого Джордж Акерлоф устроился в Калифорнийский университет в Беркли, где продолжает работать и по сей день.
Асимметрия информации: при чем тут лимоны?
В этом же году Акерлоф начинает работу над своей самой знаменитой статьёй – «Рынок «лимонов»: неопределённость качества и рыночный механизм», опубликованной в 1970 году. Эта работа посвящена рынкам, на которых продавец знает о качестве товара больше, чем покупатель, то есть существует некоторая асимметрия информации. Вывод Акерлофа заключается в том, что на таких рынках плохие товары постепенно вытесняют хорошие до тех пор, пока рынок не исчезнет совсем.
Свою идею Акерлоф объясняет на примере рынка подержанных автомобилей в США. При заключении сделки недобросовестный продавец старается утаить дефекты автомобиля, и у покупателя нет возможности узнать о них до покупки (такие автомобили и называли на американском сленге «лимонами»). Поскольку при покупке автомобиля достоверно определить его техническое состояние нельзя, с некоторой вероятностью машина может оказаться как «хорошей», так и «плохой». Покупатель, соответственно, при покупке учитывает эту вероятность, и готов заплатить некоторую среднюю цену – меньшую, чем за гарантированно «хороший» автомобиль, но большую, чем за гарантированно «плохой». Из-за этого продавцам «хороших» машин становится невыгодно их продавать, и они уходят с рынка. Покупатели замечают, что «хороших» машин продаётся всё меньше, и постепенно снижают цену, которую готовы заплатить за автомобиль – до тех пор, пока даже продавцам неисправных машин становится невыгодно продавать свои автомобили.
Асимметрия на реальных рынках
Такая асимметрия может присутствовать на самых разных рынках: например, на рынке страхования. Покупая страховку, человек лучше осведомлён о своём состоянии здоровья, чем страховая компания, и может использовать это в своих интересах. Страховые компании нашли выход, предлагая различные по стоимости страховки, покрывающие разные расходы на лечение: людям с серьёзными заболеваниями невыгодно покупать дешёвую страховку, и они своим выбором сигнализируют о собственном состоянии здоровья. Сегодня появляется всё больше инструментов для проверки контрагентов или клиентов, что позволяет принимать более взвешенные решения и заключать более «справедливые» сделки – но полностью избавиться от асимметрии информации невозможно.
Статья Дж. Акерлофа, посвящённая рынку лимонов в переводе на русский – здесь.
Больше о вкладе Акерлофа, а также его лекция в честь получения Нобелевской премии – здесь.