История
Темы события:
Путь до премии памяти Альфреда Нобеля
Американский экономист Ллойд Стауэлл Шепли родился в 1923 году в семье знаменитого астронома Харлоу Шепли. С детства знакомый с академической средой, Ллойд Шепли поступил в Гарвардский университет, где получил степень бакалавра математики в 1948 году. Через год после выпуска Шепли поступил в Принстонский университет, который окончил со степенью доктора философии (западный аналог российской степени кандидата наук) в 1952 году. После этого он почти 30 лет проработал в RAND (Американском центре исследования и разработки), в том числе изучая национальную систему здравоохранения, и, наконец, начал преподавать экономику в Калифорнийском университете.
Вклад Ллойда Шепли в экономическую науку
Высшая степень признания заслуг экономиста – премия памяти Альфреда Нобеля, которую Ллойд Шепли и получил в 2012 году совместно с экономистом из Гарвардской школы бизнеса Элвином Ротом. Шепли и Рот внесли большой вклад в развитие теории игр, изучая двусторонние рынки (такие, на которых ключевой результат – это образование некоторой пары, связи между агентами с разных сторон рынка). В качестве примера можно привести брачный рынок, рынок донорских органов, рынок высшего образования. Достичь высокой эффективности на таких рынках очень сложно, поскольку они характеризуются высоким уровнем неопределённости: поиск супруга или супруги, например, устроен гораздо сложнее, чем покупка автомобиля, так как факторы выбора трудно поддаются описанию и чаще всего ненаблюдаемы. Вдобавок на таких рынках не существует ценового механизма, который, согласно экономической теории, обеспечивает эффективное распределение ресурсов между агентами. На примере задачи о марьяже (как создать счастливые семейные пары из 10 мужчин и 10 женщин с разными оценками привлекательности каждого из кандидатов?) Шепли совместно с американским экономистом Гейлом предложил алгоритм, по которому можно создать устойчивые пары в поле разных предпочтений.
Теория Шепли на практике
Изначально механизм был разработан как способ создания удачных брачных союзов, но сегодня теорию устойчивого образования паросочетаний применяют при решении самых разных социальных проблем. В шестидесятые национальная система подбора медицинского персонала в Америке была реформирована на основании методологии Шепли. Уже в XXI веке в Новой Англии Элвин Рот, разделивший премию с Шепли, создал систему трансплантации печени, которая позволила быстрее находить доноров для больных людей. В своих работах Шепли показал, что некоторые рынки не приводят к эффективному распределению ресурсов без внешнего вмешательства, и предложил способы решения этой проблемы. Теоретические разработки Шепли, основанные на математических методах, помогли изменить к лучшему сотни жизней и найдут больше применений в будущем.
О применении метода Шепли на практике читайте в статье:
Abdulkadiroglu A., Pathak P.A., Roth A.E. Strategy-proofness versus Efficiency in Matching with Indifferences: Redesigning the NYC High School Match // American Economic Review. 2009. No 99 (5). P. 1954–1978.
Анализ работ Шепли на русском языке читайте здесь:
Алескеров Ф. Т., Кисельгоф С. Г. Лауреаты Нобелевской премии – 2012: Ллойд Шепли и Элвин Рот //Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 16. – №. 4.
Ольга Клачкова, экспертКандидат экономических наук, преподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, профессиональные интересы: макроэкономика, экономический рост, инфляция, неравенство, анализ социальных взаимодействий, методы оптимальных решений.Как правило, хорошее образование — залог успеха в будущем. Но как же быть в непростой ситуации выбора места продолжения обучения, если абитуриенты конкурируют за хорошие вузы, а вузы конкурируют за хороших абитуриентов? Решение предлагает Л. Шепли с помощью алгоритма отложенного согласия и его последующих модификаций, которые использовались в реальной практике. При реализации этого алгоритма, во-первых, ни один абитуриент не будет зачислен в неинтересный ему вуз и ни один вуз не получит неинтересного ему абитуриента (требование индивидуальной рациональности). Во-вторых, если в вузе остались пустые места, ни один абитуриент из числа зачисленных в другие места не должен хотеть перейти в этот вуз (требование эффективности). В-третьих, не найдется такой пары абитуриента и вуза, в которой абитуриент хотел бы перевестись в данный вуз, а вуз готов исключить кого-то из распределенных ему студентов в пользу указанного абитуриента (требование попарной устойчивости). Э. Рот впоследствии внедрял данный алгоритм при реформировании системы распределения учащихся в школьных округах Бостона и Нью-Йорка.