Личные финансы
Выпущена сувенирная «нулевая» банкнота
Перспективная в коммерческом плане банкнота номиналом в ноль рублей выпущена в Ростовской области
Идея «нулевых» банкнот была позаимствована командой проекта «Ноль рублей» в Европы, где такие купюры успешно продаются в туристических зонах. Поскольку их печатают коммерческие фирмы в качестве сувенира и Банк России никак с этим не связан, такие купюры не только бессмысленно, но и нельзя использовать как платёжное средство. Но зато они являются высокотехнологичным сувениром, а иногда могут быть использованы как купон на скидку в кинотеатре, ресторане или музее. Таким образом, заказчик получает красивый сувенир, который может выгодно продать. А если речь идёт, например, о местном музее, подобная купюра может стать ещё и носителем рекламы.
На первых купюрах проекта изображены достопримечательности станицы Старочеркасской и городов Ростова-на-Дону, Москвы и Сочи. По размеру они близки к купюре в 100 рублей (одной из самых маленьких в обращении в
России) и имеют несколько степеней защиты. Конечно, они значительно уступают защите билетов Банка России, но ведь и цель таких мер – не борьба с фальшивомонетчиками, а придание сувениру аутентичности.
Глянцевое изображение на купюре сопровождается QR-кодом, просканировав который при помощи смартфона, вы увидите 3D-модель здания или памятника (которую можно внимательно изучить, приближая или отдаляя), а также всплывающую ссылку на сайт заказчика тиража купюр: например, театр и его афишу на ближайшее время. Это, собственно, и делает купюры проекта «Ноль рублей» коммерчески привлекательными в качестве носителей рекламы. Новый, но ещё малознакомый широкой публике вид рекламы вызывает значительный интерес у потребителя, купюры можно приобрести в музейных комплексах, зоопарках и на территориях различных рекреационных ресурсов. А выручка от продажи идёт на развитие этих мест туристического интереса, что позволяет ещё больше повышать туристическую привлекательность Ростовской области.
Таким образом, проект «Ноль рублей» влияет на развитие региональной экономики за счёт туристического бизнеса, стимулирует спрос на культурные мероприятия и, возможно, даже поднимает патриотический дух населения.
Дмитрий Лепетиков, экспертКандидат экономических наук, начальник Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банк ВТБ. Имеет 20-летний опыт преподавания экономических и математических дисциплин школьникам и студентам.Этот интересный эксперимент, конечно, не имеет отношения к денежному обращению, являясь по сути рекламно-информационной акцией. Важно при этом сделать так, чтобы такие «купюры» очевидным образом отличались от реальных денежных единиц — именно это отличие, кстати, и подчеркивается необычным номиналом. При этом надо отметить, что в России уже выпускались реальные банкноты, полностью функционирующие как платежные средства, но при этом посвященные отдельным крупным событиям: Олимпиаде в Сочи в 2014 году и Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Тираж их был не слишком велик, и такие купюры в основном осели на руках у коллекционеров, в том числе зарубежных, но дополнительный позитивный эффект от события они обеспечили.