К содержимому
Темы события:
Steam стал одним из первых представителей бизнес-модели, которую сейчас принято называть «платформой»
Steam стал одним из первых представителей бизнес-модели, которую сейчас принято называть «платформой»

Steam – международный магазин цифровой дистрибуции видеоигр от компании Valve, известной по сериям игр Half-Life, Counter Strike и Dota. В этот день магазин был представлен на выставке GDC, а после своего выхода стал практически единственным местом для сетевой покупки видеоигр с большим выбором, удобными функциями для пользователей и крепким сообществом.

Как всё начиналось?

Гейб Ньюэлл – бывший сотрудник компании Microsoft, ушедший оттуда, чтобы делать что-то более интересное, чем очередную версию Windows, – вместе с командой энтузиастов создал прорывную для своего времени игру Half-Life, а затем Half-Life 2, чей игровой движок стал основой для огромного числа современных игр. Но Гейб был не только увлечённым разработчиком, он был деловым человеком и вовремя понял, куда идёт индустрия и как привлекать покупателей. Поэтому в ответ на стандартную модель распространения игр через прилавки магазинов появилась идея Steam, где пользователи могли бы без лишних забот купить понравившуюся игру, обменяться отзывами и, возможно, даже пригласить друга в игру прямо из магазина.

Эта идея вместе с правильным маркетингом (популярные игры Valve продавались эксклюзивно в Steam, что на старте привлекло туда множество людей, которые любили творчество культовой студии) оказалась удивительно эффективной и принесла Гейбу вместе с его командой огромные деньги и не менее огромное сообщество покупателей.

Экономика платформ

Steam стал одним из первых представителей бизнес-модели, которую сейчас принято называть «платформой». Подобную модель сейчас можно увидеть в самых разных сферах: Netflix, AppStore, Google Play, Uber, Amazon, AliExpress и ещё тысячи других. Платформа объединяет различные группы потребителей и производителей на своей площадке для обмена и использования алгоритмов для их сопоставления (matching), чтобы каждый покупатель нашёл нужного продавца и наоборот.

Такая модель стала доступна благодаря сети интернет и по сути она представляет собой искусственно функционирующий рынок, где роль рыночных механизмов («невидимой руки» Адама Смита) частично заменена алгоритмами рекламы и подбора выгодных предложений на основе персональных данных, которые теперь можно легко собирать и хранить.

Подобную модель сейчас можно увидеть повсеместно: Netflix, AppStore, Google Play, Uber, Amazon, AliExpress и ещё тысячи других

Подобную модель сейчас можно увидеть повсеместно: Netflix, AppStore, Google Play, Uber, Amazon, AliExpress и ещё тысячи других

С одной стороны, такие рынки выглядят очень привлекательно, ведь они дают возможность продавцам и покупателям легко найти то, что они хотят, избавляясь от большинства провалов рынка, вроде спекуляций и перепроизводства. С другой стороны, наличие у таких рынков вполне реальных «хозяев» вызывает опасения: ведь в руках владельца платформы находится огромная власть над спросом и предложением, которая при достаточном расширении аудитории их торговой площадки может влиять и на экономики целых стран.

Феномен платформ пока мало изучен и неоднозначен, однако, до тех пор, пока нужды потребителей и производителей удовлетворяются сполна, платформы будут жить и процветать.

Торговая площадка Steam

Продолжая тему «искусственных» экономик, стоит также упомянуть о бирже, которая уже долгое время существует на базе Steam. Это рынок внутри рынка, где пользователи платформы обмениваются между собой внутриигровыми предметами, выставляя предложения о покупке и продаже, что, опуская многие формальности, очень похоже на более современную брокерскую торговлю. Компания Valve сейчас сильно ограничивает торговую площадку во избежание спекуляций, что в своё время делали и правительства многих стран в отношении её «старших товарищей», однако, вы всё же можете почувствовать себя «волком с Уолл-стрит», продавая там виртуальную шапку на 4 рубля дороже цены её приобретения.

Учиться финансовой грамотности через игры можно 24 апреля, 25 июля и 27 сентября.

Станислав Зотов, экспертСтанислав Зотов, эксперт
Руководитель отдела финансового анализа в финтех-компании VR_Bank, координатор школьных проектов экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Заядлым игрокам можно порекомендовать ставить ограничение на количество денег, которые можно потратить на платформах типа Steam в месяц. Например, финансово грамотным решением будет завести отдельную карту и в начале месяца класть эту сумму на неё. Кончились деньги — значит, кончились покупки. Иначе можно незаметно потратить на очередные скины или наклейки больше, чем на еду, и подорвать своё финансовое благополучие.

Предшествующее
событие
Следующее
событие